Человек, изменивший Японию


При Коидзуми растерявшая былое влияние на международные рынки японская экономика продемонстрировала удивительный пример возрождения. А премьер превратился в одного из самых влиятельных политических лидеров в новейшей истории Японии. Его след в развитии страны, вероятно, сохранится надолго, поскольку он показал политикам будущего, как можно сосредоточить власть в своих руках и влиять на общественное мнение.

Когда Коидзуми пришел к власти в 2001 г., финансовая система Японии была поражена хроническим невозвратом кредитов. Но если предшественники Коидзуми на посту премьер-министра опасались радикальных шагов, грозивших банкротством ослабленных компаний, то новый глава государства распорядился начать незамедлительную чистку.

Несмотря на быстрый рост госдолга, предыдущие премьер-министры продолжали наращивать госрасходы, надеясь, что это подстегнет рост экономики. Коидзуми их сократил. Чтобы оживить рыночные силы, он приватизировал крупный госбанк и компанию по страхованию жизни, которыми управляла почтовая служба Японии. Тем самым из-под государственного контроля были выведены активы общей стоимостью свыше $3 трлн.

Свойственная Коидзуми комбинация храбрости, упрямства и изворотливой непредсказуемости снискала ему и любовь, и ненависть за рубежом. Этим он также отличается от предшественников, чьи имена едва ли кто помнит в мире. В сентябре Коидзуми уйдет в отставку. Среди кандидатов в преемники, наиболее популярным из которых считается секретарь кабинета министров Синдзо Абэ, никто не обладает его темпераментом. Часть правящей либерально-демократической партии (ЛДП) с радостью ждет возвращения к старым временам слабых премьеров и вольного распоряжения бюджетными средствами. Политика для них заключается в лоббировании интересов богатых избирателей в обмен на пожертвования в предвыборную кассу.

Система-2001

Но Япония скорее всего не вернется к прошлому. Изменения 1990-х создали почву для появления такого сильного менеджера, как Коидзуми. Новое избирательное законодательство способствует возникновению двухпартийной системы и ослабляет позиции тех фракций правящей партии, которые мешают принятию важных политических решений. Премьер-министр стал сильной фигурой, определяющей национальные приоритеты.

Коидзуми удалось завоевать любовь населения – победа его сторонников на парламентских выборах 2005 г. была ошеломляющей. И если будущие премьеры захотят подражать пассивным и бесцветным лидерам прошлого, народ может предпочесть им политиков, демонстрирующих динамизм в стиле Коидзуми. Он не только подарил Японии пять вдохновляющих лет, но и установил новый стандарт политического руководства.

Харуката Такэнака, директор Национального института политических исследований в Токио, называет этот стандарт “системой-2001” в честь года, когда Коидзуми стал премьером. Такэнака уверен, что система не претерпит серьезных изменений, даже когда Коидзуми покинет свой пост. “Премьер-министр скорее всего будет обладать сильной властью”, – говорит Такэнака.

Некоторым японцам эти изменения не нравятся. Старая система, основанная на консенсусе, по их мнению, позволяла обществу быть более справедливым. Коидзуми упрекают в том, что немногие инвесторы, проживающие в больших городах, сколачивают капиталы в духе американских миллиардеров, в то время как бедные пожилые японцы, а также жители сельских районов страдают от сокращения бюджетных расходов и отсутствия внимания правительства. Другие говорят, что Коидзуми приписывает себе чужую славу спасителя экономики, которая на самом деле принадлежит частному сектору.

Критикуют и его внешнюю политику. При Коидзуми Япония укрепила оборонный союз с США, но стала куда более жесткой в отношениях с соседями – Китаем, Северной и Южной Кореей. Абэ, наиболее вероятный преемник Коидзуми, придерживается похожих взглядов. Оппоненты Абэ считают, что Япония едва ли сможет процветать, если сохранит нынешние прохладные отношения с главным торговым партнером – КНР.

Тем не менее решительное управление дает Японии больше шансов для успешного решения главных проблем – демографического кризиса, вызванного старением и сокращением населения, а также перспектив госдолга, достигшего $7 трлн. Успех будет означать, что вторая по величине экономика мира сможет лучше справляться с ролью локомотива глобального экономического роста. Недавнее экономическое оживление Японии привело к увеличению ее импорта до рекордных величин.

Семейная профессия

На примере необычной политической карьеры 64-летнего Коидзуми видно, как именно в Японию пришла политика нового стиля. В школе у Коидзуми была репутация отшельника, а по окончании колледжа он отправился на учебу в Лондон. Пребывание за границей прервала смерть отца в 1969 г. В его семье политика являлась профессиональным ремеслом: и отец, и дед Коидзуми были министрами японского правительства. Коидзуми решил, что пришел его черед, – он попытался занять место своего отца в парламенте, но проиграл выборы.

Чтобы освоить азы политики, Коидзуми стал учеником Такэо Фукуды, министра финансов и будущего премьера. По утрам в доме Фукуды в Токио Коидзуми встречал гостей и угощал их чаем. Вечера он проводил в своей родной Йокосуке, в 25 милях к юго-западу от Токио.

Коидзуми, как новичку, было трудно привлечь внимание влиятельных избирателей. Тогда он стал искать поддержку в более широких слоях населения и был избран в парламент в 1972 г. Для этого он на протяжении трех лет посещал 5–10 человек в день – всего более 10 000 человек, рассказывает Кадзухико Одзава, в то время работавший в избирательном штабе Коидзуми, а сейчас возглавляющий торгово-промышленную палату Йокосуки. “Коидзуми встречался с простыми людьми, потому что те, кто обладал влиянием, не находили времени для общения с ним”, – говорит Одзава.

Большинство политиков для поддержания благоприятного имиджа демонстрируют семейное счастье. Коидзуми развелся с женой после четырех лет брака, а двух сыновей воспитал сам, запретив им видеться с матерью. Во время развода его жена была беременна, и Коидзуми долгое время избегал встреч с третьим сыном.

В 1970-е суть японской политики сводилась к выбиванию бюджетных средств в интересах местных влиятельных групп в обмен на обильные пожертвования в предвыборные фонды. Коидзуми заявил, что отказывается представлять какие-либо групповые интересы.

После 25 работы в парламенте японский депутат получает право на $10 000 из бюджета для заказа двух собственных портретов: один из них размещается в парламенте, а другой – дома. Коидзуми стал первым депутатом, отказавшимся от портретов, он назвал эту практику разбазариванием денег налогоплательщиков.

Полезный кризис

Он снискал репутацию талантливого политика, который никогда не сможет вскарабкаться на самый верх. На выборах лидера ЛДП Японии в 1995 г. он с треском проиграл Рютаро Хасимото, лидеру самой мощной лоббистской группировки в ЛДП.

Но Коидзуми помог кризис. В конце

1990-х крупные японские банки оказались на краю катастрофы. Объемы госдолга и невозврата кредитов росли как на дрожжах. Поддержка ЛДП в обществе пошатнулась, а ее лидеры растерялись, столкнувшись с беспрецедентным экономическим спадом. В отчаянии ЛДП провела в 2001 г. выборы лидера прямым голосованием всех членов партии. Коидзуми одержал убедительную победу, пообещав “изменить ЛДП, изменить Японию”. И 26 апреля 2001 г. он стал 11-м премьер-министром Японии за последние 13 лет.

“Коидзуми понимает, что в XXI в. Япония не может продолжать жить как раньше – ей нужна экономика, ориентированная на рыночные отношения, – полагает Масааки Хонма, экономист из Университета Осаки. – Он был первым японским премьером, который это понял”.

Своего советника, профессора экономики Хэйдзо Такэнаку, Коидзуми назначил министром экономики, хотя тот никогда не был депутатом парламента, – это был резкий разрыв с японской традицией. В 2002 г. Такэнака потребовал от банков сократить объем невозврата кредитов вдвое к 2005 г. Это вызвало гневную реакцию консервативного крыла ЛДП. Один из депутатов – Сидзука Камэй заявил, что Такэнака “работает в интересах иностранного бизнеса”, а его политика может превратить Японию в “пепелище”. Но позднее именно предпринятую Такэнакой чистку банков стали рассматривать как ключевой фактор оздоровления финансовой системы страны.

В отличие от предыдущих премьер-министров, которые предпочитали работать за кулисами, Коидзуми часто появлялся перед телекамерами, любил общаться с журналистами и делал это едва ли не ежедневно. Он говорил простыми, емкими фразами, которые неизменно оказывались в вечерних новостях.

“Общественность и премьер-министр стали ближе”, – отмечает Исао Иидзима, долгое время работавший помощником Коидзуми.

Внешняя политика Коидзуми сочетала популизм и твердолобость. Он посещал храм Ясукуни, поскольку на выборах дал такое обещание семьям японцев, погибших на войне. Но из-за того что при храме есть музей, оправдывающий действия японских войск в Азии, японское общественное мнение разделилось по вопросу о целесообразности таких визитов, а в Корее и Китае возмущение было всеобщим.

Камикадзе за приватизацию

Чтобы придать драматизма борьбе за лучшую Японию, Коидзуми окрестил оппозиционных ему депутатов “силами сопротивления”. И по мере того как приближался его последний год в кресле премьера, Коидзуми, большой поклонник опер Рихарда Вагнера, развязал настоящую битву с оппонентами.

Ключевым вопросом стала судьба государственной почтовой службы, которая управляла крупным банком и компанией по страхованию жизни. Разветвленная сеть из 25 000 отделений и государственные гарантии вкладов привлекли в эту систему огромные накопления граждан – в ней оказалось около 25% из $13 трлн сбережений населения страны в виде сберегательных вкладов и страховых взносов. Эти средства, получившие название “второй бюджет”, использовались для кредитования корпораций и финансирования различных проектов.

Коидзуми выступил за приватизацию почты. В 2005 г. он внес в парламент законопроект, угрожая депутатам роспуском, если проект не будет принят. Но многие депутаты от ЛДП выступали против приватизации, опасаясь, что в результате будет остановлен поток бюджетных средств в их округа, а сама почта, сокращая затраты, откажется от работы в удаленных районах страны. Многие считали, что Коидзуми не хватит духа выполнить свою угрозу, и в августе 2005 г. законопроект был провален.

Коидзуми распустил парламент, назначил досрочные выборы и одновременно вынес на референдум вопрос о приватизации. На выборах он одержал внушительную победу, а месяцем позже законы о приватизации почты были приняты.

Главный урок исторической победы Коидзуми в том, что японской общественности понравилось, когда власти поинтересовались ее мнением по важному вопросу. Один из оппозиционных политиков – Есинори Сууэмацу говорит, что был удивлен тем, с какой легкостью народ принял предложенную Коидзуми тему выборов. “Я пытался привлечь внимание к проблемам внешней политики, но избиратели не хотели слушать, – говорит он. – Они стали говорить, что нам надо приватизировать почту и что они поддерживают Коидзуми”.

Выборы 2005 г. также продемонстрировали важность изменений в избирательном законодательстве, введенных в 1990-е и призванных ослабить межфракционную борьбу внутри правящей партии. Закон о выборах 1994 г. ввел американскую систему выборов, когда каждый округ выбирает только одного депутата нижней палаты парламента, а не нескольких, как раньше. Это позволило превратить выборы в соревнование между партиями и их политическими программами.

Воспользовавшись правом лидера партии, Коидзуми исключил из списков ЛДП противников приватизации почты. А когда те приняли участие в выборах в качестве независимых кандидатов, он направил в их округа сильных кандидатов от ЛДП, прозванных “камикадзе”. “Камикадзе”, как правило, побеждали.

Изменения в Японии можно увидеть и сейчас, когда потенциальные преемники Коидзуми готовятся к выборам председателя ЛДП, намеченным на 20 сентября. Победитель станет премьер-министром, поскольку ЛДП принадлежит большинство мест в парламенте. В отличие от предыдущих выборов кандидаты публично выступают с детальными политическими программами. “Обществу понравился премьер, который выступает с ясной программой”, – говорит Хироко Ота из Национального института политических исследований в Токио. Если в будущем ЛДП вернется к прежним методам работы, партия проиграет, полагает она. (WSJ, 28.08.2006, Василий Кашин)