Двигатель прогресса


Незаметно произошла революция, изменившая роль женщины в мировой экономике. Можно назвать это, к примеру, капиталистическим феминизмом: в мощный альянс с рыночными силами вошли наконец таланты и амбиции половины человечества, которая только недавно окончательно освободилась от юридических и социальных пут.

Процессы рыночной экономики делают для продвижения женщины гораздо больше, чем какие-либо движения и идеологии. Вклад работающих женщин оказался одной из самых важных составляющих послевоенного экономического роста в Европе и США. Постепенную феминизацию мирового ВВП эксперты журнала Economist назвали womenomics. По их подсчетам, активный выход женщин из сферы домашнего труда на рынок платного труда в последние 15 лет сделал для роста мировой экономики больше, чем китайский промышленный бум и новые технологии.

Очевидные успехи девочек в школах в развитых странах уже давно заставляют специалистов беспокоиться о растущем отставании мальчиков. В США доля абитуриентов-девушек превысила долю юношей: 55% студентов вузов в возрасте до 25 лет – девушки. А чем больше девушек с образованием, тем дальше они продвигаются на рынке труда. В США две трети женщин трудоспособного возраста имеют оплачиваемую работу – это в два раза больше, чем в 1950 г. Среди мужчин этот показатель сейчас 77%. Много и женщин-предпринимателей – каждый четвертый американец работает в фирме, принадлежащей женщине.

Уже давно стало ясно, что более активное участие женщин в бизнесе помогает зарабатывать больше. Не случаен тот факт, что новый гендиректор PepsiCo Индра Нюи, а также еще 10 женщин, возглавляющих компании из списка Fortune 500, работают на потребительских рынках. Большинство клиентов этих компаний – женщины, так что в продвижении женщин к вершинам управленческой иерархии в этих сферах есть смысл. Данные исследования фирмы Catalyst свидетельствуют о том, что увеличение числа женщин среди топ-менеджеров положительно влияет на финансовые результаты компаний.

Еще одна причина феминизации капитализма – личная. Женщины все активнее участвуют в улучшении материального благополучия своих семей. В вечном споре о том, что важнее – дети или работа, есть один очень существенный аргумент – многочисленные исследования сходятся на том, что одним из главных факторов будущего успеха ребенка является благополучие его семьи.

Окончательное снятие всех барьеров еще не состоялось – некоторые участки “стеклянного потолка” кажутся непробиваемыми. К примеру, среди партнеров ведущих американских юридических фирм только 17% женщин, при том что среди выпускников-юристов юношей и девушек примерно равное количество.

Большей проблемой может стать грязная квартира. Женщины уже включились в экономическую деятельность, а мужчины по-прежнему наслаждаются бездельем дома. Но рыночные силы уже начинают влиять и на эту, глубоко частную сферу. Исследование, представленное месяц назад Канадским национальным агентством статистики, показывает, что мужчина начинает тратить больше времени на домашнюю работу по мере того, как растут доходы его жены, и, наоборот, с ростом зарплаты женщина тратит на уборку меньше времени. Когда у женщин заработок достигает $100 000 или более, распределение времени между оплачиваемой работой и работой по дому внутри пары становится более равномерным.

Женщины могут найти еще более мощного союзника в лице другой невидимой силы – демографии. Богатые страны находятся в начале демографического кризиса, когда рождаемость падает ниже уровня воспроизводства. Казалось бы, в этом легко обвинить растущую женскую занятость, но статистика говорит об обратном. В некоторых развитых странах с самым высоким уровнем рождаемости, таких как Америка и Швеция, на самом деле также и более высокий уровень вовлеченности женщин в трудовую деятельность, чем в Японии и Италии, где уровень рождаемости ниже.

Низкий уровень рождаемости в развитых странах объясняют множеством причин – от неуверенности в завтрашнем дне до недостаточной заботы государства о детях. Но у меня есть собственная теория: чем сильнее в стране сексизм, тем ниже там уровень рождаемости. Рыночные силы сделали мир труда привлекательным для большинства женщин, социальные же силы должны подстроиться под них, если мы хотим, чтобы детская комната сохранила для женщин какую-то привлекательность. (FT, 28.08.2006)