Интернет не для всех


Объем российского рынка широкополосного беспроводного доступа в Интернет в первом полугодии составил $33 млн, подсчитала аналитическая компания iKS-Consulting. По итогам года его объем достигнет $80 млн, говорится в отчете этой компании, имеющемся в распоряжении “Ведомостей”. В десятку крупнейших операторов беспроводного широкополосного доступа iKS-Consulting включила “Таском”, “Флекс”, “Энфорту”, Art Communications, “Квантум”, “РМ Телеком”, Golden Telecom, “Петерстар”, “Комстар-ОТС” и “Роснет”. Стремительный рост рынка авторы отчета связывают с увеличением популярности высокоскоростного доступа в Интернет и выходом на рынок новых операторов.

В целом на беспроводной доступ в России приходится не более 5% всего рынка доступа в Интернет, а в сегменте широкополосного доступа доля беспроводных технологий составляет 8%. По мнению аналитика iKS-Consulting Константина Анкилова, подобный расклад характерен и для мирового рынка. Правда, в России беспроводной доступ может получить большее распространение в связи с невысоким уровнем развития проводной инфраструктуры, считает он.

Директор по маркетингу компании “Престиж-Интернет” (“Энфорта”) Олег Тайнов оценивает долю беспроводных технологий на рынке интернет-доступа еще более консервативно – около 4%. Он соглашается, что в России беспроводные технологии в будущем получат большую популярность, чем в мире, – к 2010 г. их доля на рынке широкополосного доступа достигнет 10%, прогнозирует Тайнов. Сегодня в России, по его словам, около 30 000 линий беспроводного доступа, из них 6000 – в Москве. iKS-Consulting насчитывает в России 35 000 абонентов беспроводного доступа – по сравнению с прошлым годом их количество выросло на 8000.

Гендиректор компании “Синтерра” Вячеслав Смит считает, что к концу 2006 г. десятка крупнейших операторов беспроводного доступа претерпит серьезные изменения. “Основные позиции в рейтинге будут занимать крупные операторы фиксированной связи, готовые инвестировать существенные средства в развертывание сетей, а также компании, располагающие средствами на покупку региональных операторов, которые работают с беспроводным доступом либо обладают частотным ресурсом”, – считает он.

Из-за сравнительно высокой стоимости конечного оборудования (в среднем $450 на клиента) сегодня беспроводными технологиями пользуются в основном корпоративные клиенты. Сдерживается их развитие и длительным сроком получения разрешения на использование радиочастот, говорит технический директор АСВТ Сергей Мишенков. По словам аналитика J’son & Partners Бориса Овчинникова, рынок услуг интернет-доступа для корпоративных клиентов весьма непрозрачен и оценивать его можно лишь примерно. “Наши оценки говорят о несколько меньшем количестве абонентов (менее 30 000) и большем объеме рынка (более $50 млн уже в прошлом году)”, – говорит он. По мнению Овчинникова, беспроводной доступ пока остается нишевой услугой.