“Маска” продана


“Маска”, наряду с Mercury, Louvre (ГК “Люкс-Холдинг”), “Космос Золотом” и Da Vinci, входит в число крупнейших российских торговцев люксовыми ювелирными изделиями. По мнению одного из бывших совладельцев “Маски”, сеть первой получила эксклюзив на многие известные бренды, которые позже перекупили конкуренты. Например, марка Damiani досталась Louvre, Pasquale Bruni – Mercury и т. д. Сейчас среди брендов, эксклюзивно продаваемых “Маской”, итальянский Stefan Hafner, не менее известный в России, чем Cartier или Damiani, со стоимостью изделий в $10 000–100 000, а также Cantamessa, Piero Milano, Ponte Vecchio Gioielli, La Nouvelle Bague и др.

О том, что “Маска” продана непрофильному покупателю, “Ведомостям” рассказал Борис Фейгин, контролировавший сеть. Нового владельца актива он не назвал, но, как стало известно “Ведомостям”, им оказался Александр Бобовников, замгубернатора Ненецкого автономного округа и совладелец “Роса Холдинга”, под управлением которого находятся порты Выборг и Высоцк (Ленинградская обл.), а также угледобывающие “Роса-Кузбасс” и Талдинская горно-обогатительная компания. Сам предприниматель уточнил, что владеет “Маской” его жена Регина Бобовникова.

По словам источника, близкого к сделке, Бобовникову досталось только три магазина “Маска” – на Тверской, 26 (90 кв. м), и Арбате, 35 (120 кв. м), в Москве, а также на Невском проспекте, 44 (150 кв. м), в Санкт-Петербурге. Еще один московский магазин (30 кв. м), в гостинице “Рэдиссон-Славянская”, на момент сделки был закрыт. По словам собеседника “Ведомостей”, Фейгин остался совладельцем компании “Ювелюкс”, оптового поставщика “Маски”. Кроме того, Фейгин является гендиректором ООО “Евромания”, управляющего сетью игровых автоматов “Вулкан” (входит в холдинг Ritzio). По мнению менеджера сети “Консул”, бизнес “Маски” мог быть оценен “максимум в $3 млн”.

По мнению гендиректора “Космос Золота” Станислава Егорушкова, сеть “Маска”, скорее всего, стала для нового собственника имиджевым проектом. “В России не так много люксовых ювелирных сетей, – говорит Егорушков, – и новым будет нелегко появиться, потому что в этом сегменте имеет значение длительная история магазинов”. Но он не исключает, что “Маску” можно будет превратить в доходный бизнес, “если разрешатся нынешние проблемы с импортом ювелирных изделий”.

Российские торговцы ювелирными и часовыми изделиями люксовых зарубежных марок оценивают свой рынок в $200–500 млн в год. По данным Пробирной палаты России, официальный ювелирный импорт возрастает с каждым годом. Так, в 2005 г. золотых изделий иностранного производства было ввезено 827 900 шт., или примерно в два раза больше, чем годом ранее, серебряных – 5,4 млн шт. (рост на 25%), платиновых – 2147 шт. (на 70%). Но нелегальный импорт, по разным оценкам, все еще достигает 60–70% от всего объема ввозимых изделий. Импортеры объясняют, что легальное растаможивание слишком дорого для них, так как может составлять свыше 40% закупочной цены товаров. Периодически правоохранительные органы устраивают “походы по бутикам”, выявляя нелегально ввезенное. Магазины терпят убытки. Так, в начале этого года магазины “Космос Золота” не работали из-за проверок почти две недели в канун 23 февраля и 8 марта. Недополученные продажи сети, по оценкам конкурентов, могли составить до $1,5 млн. Останавливали торговлю магазины Da Vinci, “Маска” и др. Ранее в “Маске” в ходе расследования уголовного дела были изъяты ювелирные изделия, из которых 10 общей стоимостью свыше 1,7 млн руб. не возвращены. Суды тянутся до сих пор. Борис Фейгин рассказывал “Ведомостям”, что именно проблемы с правоохранительными органами заставили его продать магазины. “Думаю, мы в состоянии с этим [с судами] разобраться”, – говорит Бобовников.