Минфин внес два бюджета


Впервые идею разделить доходы бюджета на две части кандидат наук Алексей Кудрин высказал в февральских “Вопросах экономики”, а потом она попала в список мер по борьбе с инфляцией. На ежегодной коллегии Минфина премьер Михаил Фрадков одобрил это предложение, но только как “аналитическую меру”, которая поможет “увидеть реальную ситуацию”. Но в минувшие выходные вместе с проектом бюджета на 2007 г. Минфин внес в правительство и “Методологию формирования ненефтегазового баланса бюджета”. Аргументы не изменились: сильная зависимость экономики и бюджета от сырьевых ресурсов создает серьезные макроэкономические риски, отмечается в документе. В случае падения цен на нефть придется уменьшать расходы, пересматривать налоговые ставки или проводить масштабные заимствования. При избытке денег финансируются зачастую рискованные и необоснованные проекты. А колебания валютных поступлений приводят к скачкам обменного курса, инфляции и процентных ставок. Избежать этих рисков поможет выделение из доходов бюджета поступлений от нефти и газа, к которым Минфин относит налог на прибыль нефтяных и газовых компаний, акцизы на нефтепродукты, налог на добычу нефти, газа и газового конденсата (НДПИ), экспортные пошлины, доходы от участия в капитале компаний и доходы нефтяного СП “Вьетсовпетро”.

Для финансирования дефицита понадобился бы трансферт из нефтегазовых доходов, который постепенно уменьшается: в 2006 г. он составил бы 5,5% ВВП, в 2007 г. – 4,8% ВВП, в 2008 г. – 4,1% ВВП, а в 2009 г. – 3,7% ВВП. Использовать нефтегазовые доходы Минфин предлагает двумя способами. Во-первых, их можно более полно аккумулировать в стабфонде, который разделится на резервную часть и фонд будущих поколений. Во-вторых, можно создать специальный нефтегазовый фонд, куда пойдут все нефтегазовые доходы. Предполагается, что и в том, и в другом случае дефицит бюджета будет восполняться трансфертом, размер которого должен быть четко определен. По расчетам Минфина, в ближайшие годы без существенного сокращения расходов трансферт может быть зафиксирован на уровне 4% ВВП. Если бы эта норма действовала в текущем году, расходы бюджета были бы меньше на 408,3 млрд руб. (примерно на 10%). Впоследствии (но не позднее 2015 г.) трансферт можно было бы сократить до 3% ВВП, говорится в документе.

Ненефтегазовый бюджет должен служить не только для аналитических целей, убежден Кудрин. По словам начальника отдела денежно-кредитной политики Минфина Александра Комкова, министерство собирается обсудить с другими ведомствами “возможность введения этой методологии в процесс бюджетного планирования”. “Министерства, возможно, потеряют часть расходов [относительно ВВП], зато смогут рассчитывать свою деятельность в долгосрочной перспективе, не обращая внимания на нестабильность конъюнктуры мирового рынка”, – рассуждает чиновник.

Будет методология принята или нет, зависит от степени ее новизны, размышляет источник в правительстве. По его мнению, ничего нового Минфин не предложил: методология только меняет источники наполнения стабфонда и цену отсечения. “Кудрин упростил задачу, поставленную Фрадковым, – убежден чиновник. – Речь шла об измерении зависимости не только бюджета, но и всей экономики от нефтегазовых доходов, а это предполагает расчет межотраслевых балансов”. “Размен интересный”, – оценивает инициативу Минфина руководитель департамента Минпромэнерго Станислав Наумов. Он полагает, что другие ведомства поддержат Кудрина – при условии, если будут знать объем своих расходов в перспективе не трех лет, а 7–10 (на такой срок рассчитано большинство отраслевых стратегий). Получить комментарии в Минэкономразвития вчера не удалось, но ранее замминистра Андрей Белоусов критиковал методологию Минфина. Он считает, что неправильно полностью отделять нефтегазовые деньги от экономики: “Почему бы тогда не выделять металлургов, химиков, у которых тоже есть экспорт и зависимость от мировой конъюнктуры?” Лучше попытаться отделить аномально высокие цены на углеводороды от нормальных, убежден он. Минфин предложил такую методику, которая не предполагает резкого сокращения расходов, поэтому серьезных политических осложнений для ее внедрения не должно быть, думает экономист HSBC Bank Александр Морозов. Но оппоненты у нее будут: сейчас желающие распределить допдоходы бюджета имеют возможность делать это каждые три месяца, внося поправки в бюджет текущего года. Методика Кудрина закроет эту возможность, объясняет он.