Парад референдумов


В Южной Осетии создана инициативная группа по проведению референдума о независимости республики. По сообщению комитета информации и печати непризнанной республики, такое решение было принято в пятницу на очередном заседании политсовета партии “Единство”. Это самая влиятельная партия в парламенте Южной Осетии, уточняет председатель комитета информации и печати республики Ирина Гаглоева. По ее словам, дата проведения референдума пока неизвестна, сейчас идут консультации по этому поводу с парламентом и избиркомом, а инициативной группе еще предстоит собрать подписи. Но, вероятнее всего, в целях экономии плебисцит совместят с президентскими выборами, которые ожидаются в ноябре.

На референдуме жителям непризнанной республики зададут вопрос: “Согласны ли вы, чтобы республика Южная Осетия сохранила свой нынешний статус независимого государства и была признана международным сообществом?” По словам представителя Южной Осетии в России Дмитрия Медоева, второй вопрос, который скорее всего будет вынесен на референдум, – это восстановление единства осетинского народа. Но этот вопрос можно будет решать только после того, как республика добьется независимости и международного признания.

“Референдум – высшая форма волеизъявления народа, общепринятая в демократических странах, – подчеркивает Медоев. – Ни одно государство и ни одна международная организация не могут отменить его результаты”. К тому же Южная Осетия не первая, кто пошел по этому пути, добавляет он, ссылаясь на опыт Черногории, получившей независимость через референдум, результаты которого были признаны и Белградом, и мировым сообществом. Будет логично, если вопрос о признании легитимности югоосетинской республики перед мировым сообществом поставит Россия, уверен Медоев.

Российский МИД еще в июле открыто заявил о праве Южной Осетии и Абхазии на самоопределение. Официальный представитель российского МИДа Михаил Камынин заявил, что позиция непризнанных республик “базируется на не менее [чем территориальная целостность] признаваемом в международном сообществе принципе – праве на самоопределение”. Спустя несколько дней президент России Владимир Путин в ходе интернет-конференции предложил Тбилиси провести референдумы на территории Абхазии и Южной Осетии об их нахождении в составе Грузии по примеру референдума в Чечне. Президент Грузии Михаил Саакашвили оценил такое предложение как “неприемлемое”.

Референдум будет иметь ничтожные правовые последствия, уверен председатель комитета грузинского парламента по международным делам Константин Габашвили. Причина референдума, по оценке грузинского депутата, – стремление группы пророссийски настроенных югоосетинских политиков помешать мирному решению югоосетинской проблемы, вызвав новый кризис в отношениях с Тбилиси. Россия не пойдет на признание суверенного статуса Южной Осетии, поскольку таким шагом она “дискредитирует себя в глазах мирового сообщества”, уверен Габашвили.

Однако политологи не исключают такой возможности. По словам Михаила Александрова из Института стран СНГ, в ходе контактов российских и югоосетинских представителей уже обсуждалась возможность включения республики в состав России непосредственно перед российскими президентскими выборами 2008 г., что может привести к резкому повышению рейтинга вероятного преемника Путина. Это не первый референдум, который провозглашает независимость Южной Осетии, напоминает Александров. Первый прошел в 1992 г. и привел к образованию самопровозглашенного государства. Но он проводился в условиях послевоенного хаоса, а сейчас власти республики смогут провести голосование с приглашением международных наблюдателей и более полным соблюдением демократических норм. Такой референдум будет всего лишь “политической декларацией”, возражает Сергей Маркедонов из Института политического и военного анализа. При этом эксперт отмечает, что на одобрение референдума в Южной Осетии Россию подталкивают действия США в Косове. Объявление независимости Черногории и возможность проведения плебисцита в Косове стали дополнительным стимулом для организации плебисцита в непризнанных республиках, соглашается Александров. Сейчас готовится референдум в Приднестровье (он намечен на 17 сентября) и обсуждается такая возможность в Нагорном Карабахе, напоминает эксперт.