$5 за прямоту

Изосимов/ В.Волков

Другие операторы большой тройки – МТС (по собственным оценкам компании, у нее около 10% прямых абонентов) и “Мегафон” (1–2%) поступили иначе. В июне они объявили, что собираются ввести плату за переадресацию номера – ее размер пока не называется. Никакого повышения абонентской платы эти компании вводить не собираются, пообещали “Ведомостям” пресс-секретарь МТС Кирилл Алявдин и советник гендиректора московского “Мегафона” Роман Проколов.

На днях столичные пользователи прямых номеров сети “Билайн” получили уведомления, что с 8 сентября их абонентская плата повысится на $5. Как пояснила “Ведомостям” менеджер по связям с общественностью “Вымпелкома” в Московском регионе Евгения Демина, плата вырастет во всех тарифных планах для прямых номеров, но только в Москве, где такими номерами пользуются 150 000 человек (в целом по России – около 3% абонентов компании). Демина уточнила, что повышение не коснется абонентов безлимитного тарифного плана. По ее словам, повышение связано с введением в начале этого года новых правил оказания услуг связи.

“Правила присоединения сетей электросвязи”, вступившие в силу с 2006 г., запретили сотовым компаниям владеть прямыми номерами, оставив за ними лишь федеральные. Прямые номера сотовые компании должны передать фиксированным операторам. Чтобы сохранить для абонентов возможность пользоваться прямыми номерами, сотовые операторы создали для каждого из них “кривой” дубль: звонок на прямой сотовый номер поступает сначала к фиксированному оператору, а оттуда переадресуется на сотовый дубль. Пока сотовые компании за это ничего не платят фиксированным. Но с 1 января 2007 г. должны начать платить. $750 000 в месяц, собранные по $5 со 150 000 абонентов, и должны компенсировать расходы “Вымпелкома” на использование прямых номеров, говорит Демина.

По словам Проколова, прямые номера – нишевая услуга, ценность которой падает. В то же время он отметил, что повышение тарифов – это весьма непопулярная мера, создающая отток абонентов. А старший консультант iKS-Consulting Маргарита Зобнина предположила, что именно к этому “Вымпелком” и стремится. “Поскольку операторам так или иначе придется переводить абонентов прямых номеров на префиксы, компании стараются вынудить абонентов сделать это самостоятельно, поднимая цены”, – пояснила Зобнина. Она отмечает, что на новшестве “Вымпелком” много не заработает: $9 млн в год для такой компании – несерьезная сумма.

Чиновники отнеслись к новости нейтрально. По словам руководителя пресс-службы Мининформсвязи Александра Паршукова, ведомство не собирается препятствовать повышению цен на коммерческие услуги операторов связи. Начальник управления Федеральной антимонопольной службы по контролю и надзору на транспорте и в области связи Константин Сеничкин добавляет, что абонентская плата относится к области нерегулируемых тарифов коммерческих компаний, на которые его ведомство влиять не может.