Лучше бензин – меньше налог


Минэкономразвития готовит проект поправок в НК, которые дифференцируют топливные акцизы в зависимости от качества нефтепродуктов, рассказал замруководителя департамента Минэкономразвития Лев Феодосьев. По его словам, к ставкам акциза будет применяться корректирующий коэффициент: чем выше качество топлива, тем ниже будет налог. Цель – стимулировать спрос и предложение продукции, соответствующей международным стандартам, и активизировать экспорт российского топлива за рубеж.

Уровень качества топлива будет определяться, исходя из его физико-химических характеристик – содержания серы, бензола, свинца, ароматических углеводородов, октанового числа и т. д. Все эти характеристики описаны в проекте закона “О требованиях к бензинам, дизельному топливу и отдельным горюче-смазочным материалам”. Его подготовило Минпромэнерго и еще 31 июля внесло в правительство, сообщил представитель пресс-службы министерства. Всего будет предусмотрено четыре класса бензина и дизельного топлива – от второго до пятого (к судовому, авиационному топливу и мазуту также установлены отдельные требования), говорит Феодосьев. По его словам, эти классы примерно соответствуют европейским стандартам.

Через месяц Минэкономразвития передаст проект закона в Минфин, который затем внесет его в правительство, сообщил Феодосьев. Он рассчитывает, что Госдума рассмотрит законопроект во время весенней сессии 2007 г. Соответственно, новые правила начнут действовать не раньше 2008 г. При этом по плану Минпромэнерго топливо, соответствующее второму классу, будет производиться только до 2009 г., третьему – до 2010 г., четвертому – до 2014 г. После чего все перейдут на самый высококачественный бензин пятого класса. Исключение сделано только для низкооктанового топлива, которое по другим характеристикам соответствует второму классу. Это топливо необходимо для устаревшей сельскохозяйственной техники, поэтому его производство будет разрешено вплоть до 2009 г., объяснил представитель Минпромэнерго. Типам топлива будут соответствовать три коэффициента, с помощью которых будет рассчитываться ставка акциза. Назвать их чиновники отказываются, ссылаясь на то, что еще не закончили их разработку. Феодосьев уверяет, что реформа не приведет к росту цен на бензин: ведь доля акциза в цене топлива не изменится и составит те же 19–20%.

Разница в размере акцизов на низкокачественный и высококачественный бензин составит 300–400 руб./т, полагает президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша. Эта сумма покрывает издержки производства качественного топлива, объясняет он. Он согласен с тем, что цены на бензин не вырастут. Единственное, что может спровоцировать повышение цен, – это дефицит топлива, подтверждает аналитик ИЦ “Кортес” Людмила Лурье. Ей идея чиновников нравится. Пониженный налог на более качественное топливо станет хорошим подспорьем для нефтяных компаний, которые наращивают производство высокооктанового бензина, а это на пользу всем – парк иномарок увеличивается, спрос на качественный бензин все время растет, объясняет она. По данным “Кортеса”, в этом году доля высокооктанового топлива достигнет 65,5% от общего производства бензинов. “Рентабельность производства высококачественного бензина повысится, и это станет хорошим стимулом для роста его выпуска”, – соглашается начальник отдела по связям с инвесторами “Лукойла” Геннадий Красовский. А вот расчеты чиновников на то, что реформа акциза активизирует экспорт нефтепродуктов, могут не оправдаться, считает гендиректор Независимого топливно-энергетического института Наталья Волынская. Инфраструктура для поставки бензина за рубеж плохо развита, Европа обеспечена своими производственными мощностями в достаточной мере, рассуждает она. Технические трудности возникнут и с оценкой качества топлива, предупреждает Волынская.