Рекреация по-жигулевски


Идея развития туризма в Самарской Луке возникла у чиновников области около 10 лет назад. Однако до настоящего времени никаких реальных шагов предпринято не было. Конкурс на создание проекта туристско-рекреационного комплекса (ТРК) “Самарская Лука” был объявлен 25 июля 2006 г.

Как сообщил вчера “Ведомостям” Юрий Антимонов, руководитель департамента развития туризма Самарской области, его выиграла самарская инвестиционно-строительная компания “Дом-75”. Стоимость бюджетного заказа – 8,263 млн руб. По техническому заданию департамента площадь комплекса – около 400 га. Центром ТРК станет пос. Ширяево. Компании предстоит до 1 января 2007 г. разработать технико-экономическое обоснование туристско-рекреационной зоны, включая и что строить, и где (в основном базы отдыха, гостиницы, магазины, а также горнолыжный комплекс), туристические маршруты и потенциальных инвесторов. Впоследствии, говорит Антимонов, департамент развития туризма рассчитывает выделить из областного бюджета средства на создание инженерных коммуникаций. Департамент также намерен выйти с проектом на конкурс особых экономических зон при правительстве РФ.

Сложность создания ТРК на территории национального парка в том, что наиболее популярные маршруты, например на Каменную Чашу, – в заповеднике им. Спрыгина (урочище у Южных Жигулей, имеющее вид чаши, окруженной горами, где бьют три родника). “Заповедник – это другой статус по сравнению с нацпарком: в последнем туризм возможен для всех, а в заповеднике – только по разрешению”, – поясняет Антимонов.

Проект туристско-рекреационного комплекса необходим, уверены представители самарских турфирм. Как рассказала Анна Тукмачева, директор туристической компании “Пилигрим”, сейчас для проведения экскурсий по Самарской Луке необходимо приобрести в НП “Самарская Лука” лицензию и оплатить путевки (30 руб. за каждого туриста). Но большинство турфирм этого не делают. “Любой водитель автобуса может набрать людей и возить на Каменную Чашу, поэтому контролировать поток просто невозможно”, – добавляет Михаил Сегал, коммерческий директор “Самараинтур”. По его информации, “Самараинтур” этим летом привезла в Ширяево порядка 25 000 туристов (из них более 20 000 – отдыхающие на теплоходных круизах). По данным Лейли Мифтаховой, начальника отдела маркетинга туристской деятельности департамента развития туризма Самарской области, за лето мимо Ширяева проплывают на теплоходах около 300 000 человек. Все они потенциальные туристы, считает она. Но уже сейчас ясно, что современных баз отдыха, кемпингов, мини-отелей в Ширяеве не хватает, замечает Владимир Еремеев, генеральный директор “Дана-тур”. Сейчас в Ширяеве один палаточный кемпинг и один мини-отель на 20 человек, есть “зеленая стоянка” (причал, кафе, детская и спортивная площадки).

Перспективы участия ширяевского туристско-рекреационного комплекса в конкурсе особых экономических зон участники рынка считают неопределенными. Сам Антимонов говорит, что первоочередная задача – привлечь внимание к Ширяеву. А чиновник в мэрии Тольятти уверен, что Ширяево не сможет тягаться с Сочи или Байкалом, проект туристско-рекреационного комплекса “Самарская Лука” – больше PR-ход департамента развития туризма.