Террор угасает


Национальный антитеррористический комитет (НАК) опубликовал вчера данные о работе Регионального оперативного штаба (РОШ) по управлению контртеррористической операцией на Северном Кавказе за последние три года. По данным НАК, за три года войска и спецслужбы ликвидировали 864 оказавших сопротивление боевика, в том числе 135 бандглаварей и 24 иностранных эмиссара. Кроме того, было задержано около 3000 боевиков, включая 100 бандглаварей. Обнаружено и уничтожено около 900 баз боевиков и свыше 3000 тайников с оружием, боеприпасами и взрывчаткой. По информации НАК, в результате за три года было предотвращено 708 диверсионно-террористических актов, в том числе с начала этого года – 26 терактов, что свидетельствует о снижении активности подполья.

Источник в российских спецслужбах, знакомый с ситуацией на Северном Кавказе, отмечает: когда говорят о 700 с лишним предотвращенных терактах, имеют в виду, конечно, не крупные теракты вроде бесланского. Обнаружение любого схрона с оружием, о котором имеется оперативная информация, что он мог быть использован для обстрела военнослужащих или милиционеров, засчитывается как предотвращенный теракт, добавляет собеседник “Ведомостей”. Он отмечает, что активность боевиков в самой Чечне за последние три года действительно снизилась.

Вчера, принимая в Гудермесе сдачу примерно 50 боевиков сразу, премьер Чечни Рамзан Кадыров заявил, что в республике осталось порядка 50 активных боевиков. Людей, причастных к бандподполью, конечно, значительно больше, но ясно, что финансирование банд нарушено и единое управление отсутствует, разъясняет депутат Госдумы, бывший премьер Чеченской Республики Михаил Бабич. По его мнению, работы для спецслужб и правоохранительных органов, в том числе и с уже сдавшимися боевиками, еще много, но организовать какое-то крупное нападение террористическое подполье в Чечне сейчас, по-видимому, не в состоянии, констатирует Бабич.

Снижение террористической активности в самой Чечне можно интерпретировать и таким образом, что она стала безопасной базой для групп, действующих в сопредельных республиках, прежде всего в Дагестане и Ингушетии, говорит источник в спецслужбах. То, что за последний год у спецслужб были крупные успехи, такие как ликвидация Басаева, отрицать нельзя, замечает эксперт по радикальному исламу Егор Энгельгардт. Но пока еще рано судить об итогах борьбы с терроризмом во всем регионе – если до конца осени ничего чрезвычайного не произойдет, то тогда можно будет сказать, что активность боевиков действительно подорвана ликвидацией их лидеров, считает эксперт.