Коммерсант Усманов

С.Николаев

Бадри Патаркацишвили продал 100% акций ИД “Коммерсантъ” Алишеру Усманову, подтвердил “Ведомостям” гендиректор ИД “Коммерсантъ” Демьян Кудрявцев. По его словам, Усманов выступил в сделке как частное лицо. Он не назвал сумму сделки, сказав, что, насколько ему известно, она “рыночная, ее размер льстит менеджменту ИД и устраивает продавца”. Другой источник, знакомый с деталями сделки, рассказал, что она “значительно” превысила $200 млн. Источник, близкий к Патаркацишвили, отметил, что документы по сделке подписаны, но акции пока еще не оплачены. Сам Усманов сообщил “Ведомостям”, что сделка будет закрыта в ближайшие дни.

По его словам, переговоры о покупке ИД он начал недавно: “Меня устроила предложенная продавцами цена, я решил, что хочу попробовать себя в новом деле, которое кажется мне интересным”. Предприниматель планирует разобраться в нюансах издательского бизнеса и потом принять решение о том, как дальше развивать ИД. Он сказал, что это долгосрочная инвестиция, менеджмент ИД меняться не будет. Пресс-секретарь предправления “Газпрома” Сергей Куприянов сказал, что ему известно, что Усманов купил ИД “Коммерсантъ”, подчеркнув, что это его частная инвестиция.

Патаркацишвили уже много лет не был в России, поскольку числится в розыске по обвинению в подготовке неудавшегося побега своего друга Николая Глушкова. В апреле Патаркацишвили заявил, что готов продать либо часть акций издательского дома – через IPO, либо все 100% акций за $350 млн. “Эта сделка важна для Бадри еще и тем, что теперь все его проблемы в России будут решены, потому что она будет восприниматься Кремлем как факт окончательного развода с [Борисом] Березовским”, – говорит источник из окружения Патаркацишвили. Он предполагает, что через некоторое время Усманов может продать ИД какой-то из госструктур, например “Газпром-Медиа”. Источник, близкий к “Газпрому”, сказал, что в будущем “Газпром” может рассмотреть возможность покупки “Коммерсанта”. Чиновник Кремля отказался комментировать сделку и рассуждать о ее политических последствиях для Бадри Патаркацишвили, отметив, что это предмет договоренности между продавцом и покупателем, а не предмет для политического торга.

“Коммерсантъ” – один из старейших издательских домов страны, он создан в 1989 г. Владимиром Яковлевым. Через 10 лет Яковлев выставил его на продажу. За право владеть самыми влиятельными в стране бизнес-изданиями развернулась ожесточенная схватка между Борисом Березовским и альянсом Олега Дерипаски и Анатолия Чубайса. Разница в предложении составляла всего несколько миллионов долларов, и владельцами “Коммерсанта” стали Березовский и Патаркацишвили, предложившие $26 млн. В начале этого года Березовский уступил свою долю партнеру. Источники, знакомые с ходом переговоров о продаже ИД, говорят, что на него были и другие претенденты, например Роман Абрамович. Появлялась информация, что покупкой “Коммерсанта” интересовались структуры РЖД и “Газпрома”.

Руководитель крупного издательского холдинга убежден, что “Коммерсантъ” – прибыльный бизнес, но его рыночная стоимость не превышает $150 млн. “Усманов – удобный для государства покупатель, теперь “Коммерсантъ” перестанет быть оппозиционным изданием”, – считает он. За последний год под контроль “Газпрома” перешли газеты “Известия” и “Комсомольская правда”.

Усманов раньше не инвестировал в СМИ, но преуспел как предприниматель. Он построил мощную металлургическую империю, совместив это с работой в “Газпроминвестхолдинге” – 100%-ной “дочке” “Газпрома”. Он возглавил “Газпроминвестхолдинг” в 2000 г., недавно контракт с ним был продлен еще на три года. Усманову поручено заниматься сокращением долгов монополиста. До этого он успешно избавил “Газпром” от непрофильных активов (акции Лебединского ГОКа и Оскольского комбината в итоге перешли под контроль Усманова), а потом и вернул в “Газпром” нужные активы: 100% акций “Севернефтегазпрома”, владеющего крупнейшим Южно-Русским месторождением, контрольные пакеты акций “Запсибгазпрома” и “Сибура”. Его главной заслугой стало то, что он сумел уговорить экс-президента “Стройтрансгаза” Арнгольда Беккера вернуть в “Газпром” более 5% его акций, что позволило государству консолидировать более 50% монополии.

“У Усманова железная хватка, этот человек просчитывает ходы и не делает ничего без личной выгоды”, – говорит знакомый с ним предприниматель. Другой предприниматель, знакомый с Усмановым, считает, что тот не будет вмешиваться в редакционную политику “Коммерсанта” – лишь обозначит “идеологический курс”. “Это политическая сделка, она могла быть заключена только с одобрения Кремля, – говорит собеседник “Ведомостей”. – Она укрепляет позиции Усманова и может быть свидетельством того, что у него есть и политические амбиции”.