ОСАГО может подорожать


За три года действия закона об ОСАГО страховщики автогражданки собрали 158,4 млрд руб., а выплатили пострадавшим 60,6 млрд руб. Еще 61,2 млрд руб. страховые компании отправили в резервы: под еще не наступившие страховые случаи по действующим договорам (26,3 млрд руб.), под наступившие, но еще не заявленные (5,5 млрд руб.) и заявленные, но еще не урегулированные случаи (5 млрд руб.), а также в специальный стабилизационный резерв (24,6 млрд руб.). Невозможность снижения тарифов участники рынка оправдывают нарастающими выплатами и убыточностью, однако средний уровень выплат страховщиков ОСАГО за год вырос всего на 0,6% – в первом полугодии 2006 г. он составил 48,9% против 48,3% годом ранее, подсчитала главный эксперт “Интерфакс-ЦЭА” Анжела Долгополова.

Действующие тарифы позволяют компаниям предлагать клиентам скидки и подарки, как это было прошлой осенью и зимой. Страховщики поплатились за это – Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила против них дела, а Росстрахнадзор предписал прекратить нарушать закон.

Но в начале августа ФАС решила узаконить ценовую конкуренцию на рынке ОСАГО и направила в Минфин предложения о введении так называемого тарифного коридора. Нижний предел базовой ставки тарифа установлен на уровне 80% от нынешней величины. Остальными 20% страховщик вправе распоряжаться как хочет, уточнял замруководителя ФАС Андрей Кашеваров, – заплатить комиссионные брокеру или агенту либо удешевить страховку.

Но вчера выяснилось, что концепция может измениться – в сторону удорожания стоимости полиса. Необходимо разработать единый стандарт услуги, чтобы минимальный тариф по ОСАГО гарантировал клиенту получение определенных опций, а за отдельную плату страховщики могли получить право на продажу дополнительных услуг, заявил Илья Ломакин-Румянцев на заседании экспертного совета ФАС. Этот стандарт можно ввести путем поправок в закон об ОСАГО, пояснил он “Ведомостям”: “Если бы мы ввели открытый коридор вверх, то <...> запустили бы конкуренцию качества среди страховщиков”. “Абсолютно логичным” считает это предложение начальник департамента экспертного управления администрации президента Андрей Слепнев.

Основания для повышения тарифа действительно существуют, считает Ломакин-Румянцев. Во-первых, когда страховые компании перейдут на процедуру прямого возмещения ущерба, их мотивация станет иной: страховщики будут урегулировать убытки своих клиентов, а не чужих, и за лояльность придется платить. А во-вторых, если будут приняты предложения Минфина о повышении лимита выплат по жизни и здоровью (предлагается возмещать одному пострадавшему в ДТП до 160 000 руб., а не делить лимит в 240 000 руб. на всех), выплаты страховщиков также возрастут.

Кашеваров согласен, что тарифы на автогражданку рано или поздно необходимо увеличивать – в стране инфляция, которая только в январе – июле составила 6,9%. Но важнее не повысить тариф, а разработать единые стандарты услуг, чтобы клиент мог выбирать, что покупать, а страховщики – конкурировать качеством сервиса, уверен он.

Ценовой коридор выглядит разумным, если он поможет выбрать дополнительные услуги из списка предложенных к стандартному тарифу, считает гендиректор “Альфастрахования” Владимир Скворцов. По его мнению, расширение покрытия за вред жизни и здоровью может быть включено в перечень стандартных услуг, а в список дополнительных услуг – войти эвакуатор, прямое урегулирование, помощь страховщика при ДТП, выезд аварийного комиссара.

В Минфине идею тарифного коридора поддерживают, но уверяют, что менять тарифы на ОСАГО сейчас нецелесообразно. Нужно дождаться результатов введения прямого урегулирования и процедуры упрощенного возмещения ущерба, считает директор департамента финансовой политики Алексей Саватюгин.

Чтобы разработать и внедрить единые стандарты услуг ОСАГО, необходимо 1,5–2 года, до этого ставки изменены не будут, резюмирует Кашеваров.