Прокуроры проверяют налоговиков


С 1 июля оборот отечественного и импортного алкоголя, маркированного акцизными марками старого образца, был полностью запрещен. Оборудование для производства и оборота алкоголя должно было быть оснащено средствами измерения, автоматически передающими информацию в Единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота спирта и алкоголя – ЕГАИС. Из-за того что правительство задержало выпуск подзаконных актов, а сама ЕГАИС работает со сбоями, компании не смогли перемаркировать продукцию. Только после введения с 19 июля “ручного режима” ввода данных в систему алкоголь начал появляться в магазинах.

Правительство возложило ответственность за работу ЕГАИС на Федеральную налоговую службу (ФНС) в конце июля – в самый разгар кризиса на алкогольном рынке. Как выяснилось вчера, уже в начале августа с проверкой в службу пришла Генпрокуратура. Проверка была начата ФНС в связи с ситуацией, сложившейся из-за введения ЕГАИС, сообщил сотрудник управления взаимодействия со СМИ Генпрокуратуры. Итоги проверки пока не подведены, добавил он. В пресс-службе ФНС факт проверки подтвердили. По словам представителя службы, она была плановой. По его версии, предметом проверки стало исполнение законодательства о госслужбе и о закупках продукции для государственных нужд. Кроме того, проверялись личные дела новых сотрудников, кадровые вопросы и вопросы, связанные с делопроизводством. Материалы проверки служба пока не получала, говорит представитель пресс-службы ФНС. Генпрокуратура и раньше проводила плановые проверки налогового ведомства, говорит другой сотрудник ФНС. Трехнедельная проверка центрального аппарата ФНС и ее территориальных органов касалась всех направлений работы, в том числе и ЕГАИС, утверждает сотрудник московской налоговой инспекции.

В конце июля Михаил Фрадков попросил Минфин, Минэкономразвития, Минсельхоз, ФСБ и таможню “принять меры по исправлению сложившейся ситуации на алкогольном рынке страны и доложить о причинах ее возникновения с предложениями об ответственности должностных лиц”. Ведомства формально отчитались, но работа еще не завершена, говорит чиновник правительства. Например, только вчера опубликовано постановление о правилах функционирования ЕГАИС. В июле в Минфин (ему подчиняется ФНС) поступали запросы и поручения о ходе работы по реализации закона не только от Генпрокуратуры, но и от Счетной палаты, правительства и Госдумы, признался чиновник ведомства. “На их запросы были даны ответы”, – отмечает он. В ФСБ и ФТС заверили, что к ним прокуроры с проверкой не приходили. Получить комментарии в Минэкономразвития и Минсельхозе не удалось.

При проверке ведомства обычно исследуется вопрос, насколько его работа соответствовала принятым нормативным актам и все ли было сделано в практической работе для того, чтобы требования законов и нормативных актов были выполнены, объясняет сотрудник управления взаимодействия со СМИ Генпрокуратуры. В первую очередь изучается соответствие внутренних приказов законам и подзаконным актам вышестоящих ведомств, добавляет другой прокурорский работник. По мнению сотрудника налоговой инспекции, прокуратуру могли заинтересовать причины снижения поступлений в бюджет из-за кризиса на алкогольном рынке. “Они были существенными, но вина ФНС в этом минимальна”, – уверен он. Но в любом случае речи о возбуждении уголовного дела идти не может, спокоен чиновник Минфина: деятельность по обеспечению работы ЕГАИС, издание приказов и внутренних инструкций не может содержать состава преступления.

У участников рынка свои версии предмета проверки. Президент Союза участников алкогольного рынка Осман Парагульков (ранее возглавлял межрегиональную инспекцию МНС по контролю за алкогольной и табачной продукцией) считает, что прокуратуру может заинтересовать, почему у каналов связи низкая пропускная способность, почему происходят сбои в системе, из-за чего образовались очереди в налоговые инспекции на получение разрешения на штрихкодирование акцизных марок и на ввод данных вручную, почему в ЕГАИС внесены не все оптовые продавцы алкоголя. “Прокуратуру может заинтересовать, насколько прозрачен процесс подключения организаций к ЕГАИС, безвозмездно это или нет, почему так плохо работают каналы связи”, – говорит один из участников алкогольного рынка. А его коллега считает, что необходима комплексная проверка всех причастных к проблеме ведомств, а не только ФНС.