Реклама вместо музыки


Цель SpiralFrog – “предложить молодежной аудитории простую и доступную альтернативу пиратской музыке”, рассказывает ее гендиректор Робин Кент, ранее возглавлявший рекламное агентство Universal McCann. Учреждая SpiralFrog, Кент вел переговоры и с другими гигантами индустрии звукозаписи, например с Warner, EMI и Sony BMG, надеясь привлечь их возможностью получать доходы от онлайновой рекламы. Но в итоге договорился только с Universal. Условия сделки стороны не раскрывают. Близкий к Universal Music источник признался агентству Reuters, что SpiralFrog согласилась заранее оплатить право распространять на сайте продукцию Universal Music.

Кент и Universal решились на дорогостоящий эксперимент: в 2005 г. Universal Music утроила продажи цифровой музыки до $332 млн, говорится в отчете ее материнской компании Vivendi Universal. А всего в прошлом году, по оценке Международной федерации звукозаписывающих компаний (IFPI), в мире было продано цифровой музыки на $1,1 млрд. В основном через принадлежащий Apple Computer интернет-магазин iTunes, в котором одна песня стоит $0,99. Президент Apple Стив Джобс оценил долю своей компании в прошлом году в 85%.

Впрочем, рекламные доходы могут оказаться существенно больше, чем от продажи музыки. Самые популярные сайты – Yahoo!, MSN, Google – зарабатывают на рекламе миллиарды долларов в год. Согласно отчету Yahoo! во II квартале доходы от рекламы и маркетинга компании составили $1,38 млрд. SpiralFrog c каталогом музыки Universal Music вполне сможет заработать на рекламе больше, чем до сих пор Universal Music получала от продаж на iTunes и других сайтах, считает президент агентства IMHO VI Арсен Ревазов.

Рекламодатели оценили перспективный проект. Разместить рекламу на SpiralFrog уже намерен продавец модных товаров Perry Ellis. “Наши клиенты любят музыку, и нам будет проще выйти на них через Интернет”, – поясняет президент Perry Ellis Оскар Фельденкрайс. Интерес к новому проекту проявили также Levi’s, Aeropostale, Benetton и некоторые другие известные торговые сети, пишет Financial Times.

SpiralFrog не единственная музыкальная служба, решившая заменить часть доходов от продажи песен поступлениями от рекламы. К примеру, Napster позволяет клиентам бесплатно скачать до пяти аудиозаписей, и во время этого музыкального сеанса на экраны пользователей выводится рекламная информация. Тестируют альтернативные варианты продаж и традиционные студии звукозаписи, желающие заработать на буме в области цифровой музыки. Новую музыкальную интернет-службу Zune готовится запустить и Microsoft. А MTV создала музыкальную службу Urge: оплатив подписку, ее пользователь получит доступ к цифровым аудио- и видеозаписям.

Но основной поток музыки, предлагаемой через Интернет, остается нелегальным. Согласно июльскому отчету IFPI на каждую легальную загрузку приходится по 40 пиратских. IFPI прогнозирует, что в этом году в мире будет продано 60 млн цифровых плейеров, значительная доля которых будет приходиться на устройства, конкурирующие с Apple iPod и несовместимые с форматом iTunes.

В России Universal Music ничего подобного проекту SpiralFrog делать не собирается, признался “Ведомостям” гендиректор российского представительства Дмитрий Коннов. “Рынок интернет-рекламы в России не позволит сделать подобный сервис прибыльным”, – сокрушается он. Рекламодатели только приходят в Рунет и по доходам от рекламы он сильно уступает другим СМИ, соглашается глава представительства IFPI в России Игорь Пожитков. А Ревазов уверен, что бизнес-модель SpiralFrog может быть успешной и в России.

В Великобритании по популярности с iTunes соперничает российский сайт Allofmp3.com, который продает музыкальные записи на порядок дешевле – по $0,1 за песню сравнимого качества. Западные корпорации считают Allofmp3 пиратским, ведь сайт торгует музыкой без их разрешения. Гендиректор Allofmp3 Вадим Мамотин видит в сотрудничестве с SpiralFrog попытку Universal Music и других корпораций найти оптимальную бизнес-модель. “Очевидно, что предложенная модель более интересна для пользователя, чем продажи одного трека по доллару”, – заявил он через пресс-службу Allofmp3.