Барышни и хулиганы


Количество школ с раздельным обучением мальчиков и девочек в США за последние 7–8 лет возросло более чем в 50 раз», – сообщил недавно директор Национальной ассоциации раздельного образования Леонард Сакс. По его мнению, число таких школ и в дальнейшем будет быстро расти.

Интерес к раздельному образованию – и вовсе не только в США – подогревается давней дискуссией о начальных школах. Многие учителя и детские психологи утверждают, что существующая система – поурочно-классная – «подстроена» под девочек: они более усидчивы, послушны, им легче «зубрить». А мальчики менее мотивированы, они уверены, что «быть ботаном – это не круто», и рассматривают школу как инструмент социализации: проще говоря, ходят туда в основном тусоваться. В результате, говорит говорит директор Британского Объединенного комитета по образованию Элли Джонсон Сэрл, девочки «демонстрируют лучшие результаты в школе по всем основным предметам, кроме современных иностранных языков».

«Психосоматика у мальчиков и девочек очень разная, – объясняет директор московской школы № 760 Владимир Гармаш. – Ребенка приводят в первый класс в семь лет, к этому времени девочки в своем развитии опережают мальчиков на полтора-два года. Учитель начинает ставить в пример того, кто более успешен, то есть девочек. У мальчиков вырабатывается «комплекс неуспешности». Получается, что девочки «забивают» мальчишек изначально».

Надо сказать, что далеко не все отечественные ученые (так же, как не все их коллеги в США и Великобритании) согласны с мнением, что стратегии деятельности и функциональное развитие головного мозга различаются в зависимости от пола. «Модные бытовые рассуждения о преобладании правого или левого полушария головного мозга соответственно у мужчин и женщин не имеют под собой серьезной научной основы, – считает директор Института возрастной физиологии Российской академии образования Марьяна Безруких. — Во всяком случае, индивидуальные особенности их значительно перекрывают. И есть разные мальчики и разные девочки».

Тем не менее идею раздельного образования поддерживают и некоторые московские школы. Александр Гаврилов, пресс-секретарь столичного Департамента образования, рассказал «Пятнице», что эксперимент по раздельному обучению проводится с середины 90-х годов, но рассчитан на длительный срок и говорить о его результатах пока рано. «У идеи раздельного образования есть свои сторонники и оппоненты», – заключил Гаврилов.

Сторонников, по всей видимости, пока меньше, чем противников. Когда пять лет назад был проведен опрос среди учителей, из 850 опрошенных высказались за раздельное образование только 8,6%. Зато идея дифференциации – различного подхода к мальчикам и девочкам при совместном обучении – нашла гораздо больше сторонников. Некоторые учителя предлагали даже ввести отдельные «мальчиковые» и «девочкины» учебники по некоторым предметам. Конечно, представить себе урок в классе, где мальчики учатся по одному учебнику, а девочки – по другому, довольно трудно, а в последние годы таких опросов больше не проводилось.

Так что если согласиться с теорией об изначальной «обреченности» мальчиков на отставание, то, похоже, раздельное обучение – единственный выход. Директор Гармаш – «за»: «Предназначение мужчины – быть воином, а женщины – матерью. Смешанное обучение нивелирует у растущего человека понимание своего предназначения».

«Увлечение теориями о «женских» и «мужских» предметах может сыграть с молодыми людьми плохую шутку, – парирует Марьяна Безруких. – Ведь разделение ведет, по сути, к потере важного социального навыка – навыка взаимодействия с противоположным полом».

Конечно, родителям мальчиков не стоит немедленно бросаться на поиски «мужской» школы. Пока сторонники и противники раздельного образования скрещивают шпаги, родителям нужно лишь убедиться, комфортно ли ребенку в школе. Не унижают ли его другие дети, достаточно ли профессиональны и внимательны учителя. А уже потом, перед старшей ступенью школы (9–11-е классы), стоит пройти у школьного психолога профориентационное тестирование, чтобы убедиться, правильно ли выбран вуз.