Батяня батыр


Посмотрев на впечатляющий постер «Кочевника», можно легко ошибиться, приняв его за новый русский масс-хит (кажется, псевдоисторические сцены из «Дневного дозора» снимались в тех же декорациях) или завозные азиатские сказки. Однако на самом деле картина относится к категории совершенно новой: это СНГ-блокбастер. Более того, она первая в этом жанре, но явно не последняя. В том, что продолжения по-

следуют, трудно усомниться.

Еще совсем недавно в Белоруссии крутили фильм «Анастасия Слуцкая», и критики смеялись в голос: такое за пределами страны и показать стыдно. За год до этого во внеконкурсной программе Берлинского кинофестиваля участвовала украинская картина «Молитва за гетмана Мазепу». Его постановщик Юрий Ильенко когда-то был правой рукой Сергея Параджанова, а исполнивший заглавную роль Богдан Ступка – актер такого уровня, что в России мало кто до него дотянет. Это вам не режиссер Юрий Елхов и стриптизер Тарзан, которые значатся в титрах «Анастасии Слуцкой». И все-таки картина тоже была осмеяна. Даже не из-за активной антироссийской позиции авторов, а из-за элементарной нелепости сценария и неумелости постановки, которые бросались в глаза любому стороннему наблюдателю.

Стремление экс-республик создать свое Большое Кино объяснимо: когда-то «Беларусьфильм» или «Казахфильм», не говоря о Студии им. Довженко или Одесской киностудии, все вместе составляли великое кино СССР. Независимость среди прочих неурядиц привела к тотальному выпадению национальных кинематографов из общей обоймы.

А любой неонационализм неразрывно связан с кинематографом – привычным символом могущества страны-производителя. Похоже, теперь нам, несмотря на все успехи продюсеров с Первого канала, придется куда более пристально следить за кинодеятельностью соседей. «Кочевник» удачно конкурирует не с нашими «гамбитами», «дозорами» и «ротами», а с азиатскими фильмами уровня «Крадущегося тигра, невидимого дракона» или «Императора и убийцы». Конечно, труба пониже и дым пожиже, но ведь это первый опыт.

И то блин не вышел комом.

Автора у фильма нет. Разве что сценарист и сопродюсер Рустам Ибрагимбеков сойдет за него. Зато режиссеров трое, и непонятно, на ком лежит наибольшая ответственность за результат. Первым был опытный американский чех Иван Пассер, которого в проект привел его старый товарищ и тоже один из продюсеров –

Милош Форман. Вторым, когда у Пассера кончились деньги, а в степи, где велись съемки, досрочно выпал снег, стал казахский режиссер Талгат Теменов. Третьим –

Сергей Бодров, который и завершил фильм. Он же изменил и основную концепцию.

Изначально предполагалось, что «Кочевник» будет по-настоящему голливудской картиной. Отсюда английский язык, а также участие известных в международном масштабе личностей: кроме Пассера и Формана это оператор Ули Штайгер («Годзилла», «Остин Пауэрс-2»), монтажер Рик Шэйн («Черная дыра», «Код Энигма»), художник Милен Крека Клякович («Аризонская мечта», «Андеграунд») и многие другие. Актеров первого ряда привлечь не удалось, но неплохо смотрятся Джейсон Скотт Ли (известен ролями

Маугли и Брюса Ли) в образе мест-

ного «ученика джедая», Марк

Дакаскос («Братство волка») в роли кровожадного злодея Шарыша, а также молодые Джей Хернандез («Хостел») и Куно Беккер («Гол!»). В прочих ролях местные актеры. Хорошенько взвесив соотношение казахов и американцев, Бодров мудро предложил всем актерам перейти на казахский.

Режиссеров в фильме слишком много, зато есть всего один герой и всего один вдохновитель. Вдохновитель – президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, затеявший весь этот проект во имя национального возрождения. Герой – Аблай-хан, чингизид XVIII века, степной волчонок, выросший в безвестности и ставший лидером казахов, – объединил все кочевые племена и дал отпор джунгарам (этим давно забытым словом вместо более привычных «калмыков» или «монголов» в фильме называются враги). Батыр из батыров, в общем. Ненавязчивое отождествление героя и вдохновителя приветствуется.

Иронизировать над плосковатым сюжетом этой героической саги весьма легко. Тем не менее не склонный к иронии авторитетный Hollywood Reporter, покритиковав фильм в частностях, в целом сравнил «Кочевника» со «Звездными войнами» и греческой мифологией.

А еще более маститое издание Variety без обиняков написало, что «Кочевник» – самое масштабное произведение казахских умельцев с конца

XIV века, когда в правление Тамерлана был построен легендарный мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави.

И ведь правы американцы. Лихое кино вышло. Грандиозная массовка, отличные декорации, величест-

венные характеры – все по заказу президента. Что до очевидного ура-патриотизма на казахскую тему… Что ж, мы не граждане Казахстана, и не нам судить. Есть и еще одна деталь. Кинематографисты, возможно, должны договориться с совестью, чтобы сделать такой фильм по госзаказу, а вот самому государству стесняться нечего: ведь благодаря ему процветает самое народное из искусств. Да и самое антинародное, авторское, кино без тоталитарно-официозного противовеса родиться не сможет. Так что спасибо Назарбаеву.

На подходе как минимум три новых фильма о Чингиcхане. Автор одного из них – набивший руку на Аблай-хане Сергей Бодров.