Древняя история


Школьное образование, наверное, самая консервативная, даже можно сказать застывшая область человеческой деятельности. Перемены есть в частностях, но и они происходят с большим отставанием от прочей жизни.

Сколько времени должно пройти, чтобы новое знание или предмет попали в школьную программу, – двадцать лет или больше? А чтобы сменилась трактовка того или иного события? Знакомый ребенок в прошлом учебном году слушал о руководящей и направляющей роли КПСС в победе в Великой Отечественной войне – и это не новые веяния, а просто инерция. Хорошо хоть Сталина перестали называть творцом победы.

Что говорить о таких относительно сложных материях, как война, когда калькуляторы до сих пор разрешены к употреблению далеко не во всех школах: считается, что пользоваться ими вредно для школьника, они как-то мешают развитию его личности.

(Люди среднего возраста с удовольствием вспомнят, как им запрещали писать шариковыми ручками – потому что текучая перьевая чернильная приучает ребенка к аккуратности, а шариковая, удобная, нет.)

Но все-таки это частности. Главная проблема – методологическая.

Честное слово, совершенно непонятно, зачем набивать несчастную голову современного школьника таким количеством сведений: заставлять учить его даты, формулы, имена и прочее? Уже и сейчас можно смело ничего этого не помнить – справочный аппарат в виде подключенного к Интернету компьютера доступен почти каждому и почти повсюду, а к тому моменту, как нынешний младший школьник достигнет взрослости, надо полагать, такое устройство будет лежать у каждого в кармане, как теперь мобильный телефон.

Современная школа, по-моему, не имеет права называться современной. Она пользуется учебными планами столетней или даже еще большей давности и в этом смысле начинает напоминать религию. Однако же образование от нее здорово отличается: если для религии как раз и важно сохранять традицию, то школе, чтобы воспитывать адекватных членов нового общества, меняться просто необходимо.

Конечно, существуют школы, где это понимают и стараются приспосабливать методику преподавания ко времени. В одной из них, например, начинают учить первоклассников не с арифметики и чистописания, а с предмета, который называется «язык и математика» и представляет собой основы математической логики.

Не уверен в единственной правильности этой чрезвычайно симпатичной мне методики, но хочу все-таки обратить внимание, что детей сразу же учат работать с информацией как с отдельной средой – а именно это сегодня составляет основу практически любого человеческого занятия.

Можно возразить, что токарю или шоферу работа с информацией не потребуется. Но, во-первых, мы еще посмотрим, куда заведет нас развитие информационных технологий, а во-вторых, и даты восстаний в Древнем Риме ни одному, ни другому в профессиональной деятельности не нужны. А если имеется частный интерес – то тут как раз умение работать с информацией пригодится.

Можно возразить и по-другому: развитый человек, эрудит с большим запасом знаний и навыков имеет преимущество перед неразвитым во всяких сложных жизненных ситуациях. Однако разве нынешняя архаическая школа производит таких? Нет! Они всегда плод собственного таланта и усердия, собственного интереса к действительности и, может, еще собственного комплекса неполноценности, толкающего к совершенствованию себя. И опять: самосовершенствование всегда связано с обработкой информации.

Наверное, неудобно в Интернет заглядывать только молодому человеку в романтической обстановке, ежели он решил почитать девушке чьи-нибудь прекрасные и подходящие к случаю стихи. Тут, ясное дело, придется обходиться собственными умом и памятью.