“Какую-то выгоду “Система” в этом видит”


Внешторгбанку “Пермские моторы” достались в наследство от группы “Гута” вместе с одноименным банком, ставшим в 2004 г. жертвой кризиса. Сделка была закрыта в июне прошлого года. Тогда ЗАО “Техноинвест”, “дочка” “ВТБ-Розничные услуги”, за 3,8 млрд руб. ($131,4 млн) приобрела 100% ЗАО “Салес”, владеющего различными пакетами акций компаний группы “Пермские моторы”. На момент покупки ВТБ оценивал справедливую стоимость активов ЗАО в $334 млн, обязательств - в $201 млн. В декабре того же года в инвестмеморандуме к выпуску еврооблигаций ВТБ сообщил, что ЗАО “Салес” является непрофильным активом и банк планирует продать его стратегическому инвестору.

Стратегический инвестор обнаружился в лице АФК “Система”, официально объявившей вчера о выкупе у “Техноинвеста” 81,25% акций “Салеса”. Сумму сделки стороны не раскрывают, но два источника, близких к “Системе” говорят, что она составила $120 млн.

В список активов ЗАО “Салес”, указанный в сообщении АФК, вошли 71,6% акций “Пермского моторостроительного завода”, а также пакеты во вспомогательных предприятиях “Пермских моторов” (по 100% - 1 акция в ЗАО “ПМ-Недвижимость”, ЗАО “Рэмос-ПМ”, ЗАО “Инструментальный завод-ПМ”, ЗАО “Железнодорожник-ПМ”, 98,6% акций ОАО “Энергетик-ПМ”, 34,65% акций ЗАО “Каскад-ПМ”, 494 акции ЗАО “Металлист-ПМ”, 99% акций ООО “Недвижимость-ПМ”).

Две ключевые компании “Пермских моторов” – КБ “Авиадвигатель” и “Редуктор-ПМ” – в список приобретаемых в ходе сделки активов не вошли. В отчетности ВТБ по МСФО за I кв. 2006 г. “Авиадвигатель” в перечне дочерних и ассоциированных компаний не фигурирует. А в “Редукторе-ПМ” банку принадлежало 74,96% акций. Представитель АФК Ирина Потехина не смогла прокомментировать отсутствие “Редуктора-ПМ” в списке активов, но уточнила, что в официальном пресс-релизе компании список был неполным.

В сообщении “Системы” говорится, что предприятия “Пермских моторов” войдут в созданный в 2000 г. “Концерн “Радиотехнические и информационные системы” - бизнес-подразделение АФК, управляющее высокотехнологичными проектами в области радиотехники, аэрокосмических систем управления и силового машиностроения. “Мы рассматриваем приобретение как профильный для себе актив, а также как выгодное вложение финансовых средств”, - говорит Потехина.

Эксперты и участники рынка теряются в догадках, зачем АФК понадобились “Пермские моторы”. Лишь в последние годы предприятия группы стали оживать после кризиса, в котором оказались после отмены госзаказов. Пермский моторный завод сделал ставку на сотрудничество с Pratt & Whitney — с ее помощью был модернизирован двигатель ПС-90А. Сейчас завод выпускает двигатели семейства ПС-90А для самолетов Ил-96-300ПУ, обслуживающих президента РФ, для дальнемагистральных пассажирских Ил-96-300, среднемагистральных пассажирских и грузовых Ту-204, Ту-214. Но один из основных заказчиков предприятия – лизинговая компания “Ильюшин Финанс Ко” (ИФК) рассматривает возможность покупки двигателей PW-2040 американской Pratt & Whitney для лайнеров Ил-96. Представитель ИФК вчера подтвердил “Ведомостям”, что компания отправляла Pratt & Whitney запрос о возможности покупки ее двигателей, но переговоры пока продолжаются.

“Если “Система” решила купить этот актив, какую-то выгоду в этом, очевидно, видит”, – лишь заявил по этому поводу Юрий Елисеев, гендиректор московского завода “Салют”. “В любом случае, обновление производства и развитие предприятия потребует инвестиций в сотни миллионов долларов, которые оправдаются только в случае больших госзаказов”, – предупреждает генконструктор НПО “Сатурн” Михаил Кузьменко, до 1997 г. возглавлявший совет директоров “Пермских моторов”. Источник, близкий к “Рособороэкспорту”, не исключает, что покупка “Системы” может быть связана с планами государства по созданию единого или нескольких холдингов в авиадвигателестроительной отрасли. Впрочем, источники, близкие к “Cистеме” утверждают, что перепродажа “Пермских моторов”, равно как и участие в госхолдингах, сейчас не входят в планы в АФК.