Конкуренция “у дома”


Елена Рагозина

Инициатива создания магазинов шаговой доступности принадлежит губернатору Валентине Матвиенко. В апреле этого года она предложила создать примерно 200 магазинов, которые находились бы в жилых кварталах и торговали продуктами первой необходимости местных производителей. Разработку их концепции губернатор поручила Комитету экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ). На этой неделе комитет завершил составление перечня 178 депрессивных зон, в которых предполагается разместить небольшие продовольственные магазины, а также предприятия бытового обслуживания и общепита, рассказал зампред КЭРППиТ Николай Архипов. Депрессивные территории определяли, исходя из наличия или отсутствия в каждом микрорайоне торговых или сервисных объектов, до которых можно дойти за 10 минут. Право вести на них бизнес чиновники собираются, по словам Архипова, выставить на конкурс. Предпочтение будет отдано предпринимателям, которые предложат концепцию с минимальной бюджетной составляющей, добавляет он. По его словам, Комитет по управлению городским имуществом (КУГИ) рассматривает вариант предоставления субсидий предпринимателям, чтобы косвенно снизить для них арендную плату.

По словам Архипова, на субсидии смогут рассчитывать только те предприниматели, которые откажутся от торговли алкоголем, за исключением пива. “Идея полного отсутствия в магазинах “у дома” подакцизных товаров не прошла, ведь она обрекала их на убыточность. “Сигареты и пиво, наверное, все же останутся”, – сказал Архипов.

По словам зампреда КЭРППиТ Сергея Зимина, в сентябре программа по магазинам шаговой доступности должна быть представлена правительству.

У КЭРППиТ появился конкурент в виде Союза предприятий пищевой промышленности Петербурга, который основан в 2005 г. и объединяет 26 компаний. Союз собирается в сентябре представить городским властям свою адресную программу магазинов “у дома”. По словам исполнительного директора союза Александра Зорина, они уже нашли 200 действующих магазинов. Подакцизные товары, в том числе крепкий алкоголь, будут занимать в них не более 25% торговой площади. На этой неделе союз выставил свой модуль на ярмарке “Агрорусь” и продемонстрировал его Матвиенко.

Зорин считает, что в программе должны сочетаться разные форматы. А Архипов против участия в ней производителей. “Если пищевики хотят в этом участвовать, то пусть подтягивают финансы, строят свои магазины. Но производитель должен производить, а не торговать”, – заявил чиновник.

Участники рынка считают концепцию магазинов “у дома” привлекательной и сами не прочь участвовать в ней. Предправления сети гипермаркетов “Лента” Олег Жеребцов заявляет, что его компания готова попробовать работать в небольших форматах, если чиновники помогут получить места под магазины. “Лента” не получала предложения участвовать в программе развития магазинов шаговой доступности, говорит он. Представитель другой местной сети сетует на недостаток информации о программе, в которой его компания тоже хотела бы принять участие.

Такие магазины будут востребованы и прибыльны, уверен гендиректор консультационной компании “Торговые решения” Алексей Крамарев. По его словам, последние несколько лет торговые площади в Петербурге увеличивались, а количество магазинов сокращалось. “Розница прирастала только за счет крупных форматов. В центре города купить продукты питания практически негде”, – комментирует он. За полгода количество торговых объектов в Петербурге почти не изменилось – по данным КЭРППиТ, на 1 июля их было около 11 000, а оборот розничной торговли вырос на 16,3% до 158,6 млрд руб.

Критичным для магазинов шаговой доступности может оказаться отсутствие крепкого алкоголя, на который в магазинах “у дома” приходится в среднем порядка 25% оборота, замечает Крамарев. Консультант сомневается, что отсутствие алкоголя можно компенсировать льготами по аренде, ведь если с прилавков пропадает выпивка, покупатели приобретают меньше еды.