Ремонт школы


Школу надо срочно ремонтировать. Крыши текут, трубы проржавели, перекрытия и оконные рамы сгнили, подвалы затапливаются каждый год, и отопление перестает работать в разгар зимних морозов.

Минфин готов предоставить на ремонт школ и оснащение современным оборудованием в рамках комплексных региональных проектов не более 3,5 млрд руб. на 20 регионов. Это сверх бюджетных средств, выделенных в рамках национальных проектов.

Ответственный за нацпроекты первый вице-премьер Дмитрий Медведев настаивает, чтобы за три года в проект было вовлечено не менее 40 регионов, причем в первый год – не менее 20, следовательно, сумма должна быть увеличена, но отдавать огромные деньги на школу для правительства так же дико, как снижать налоги.

Что собой представляет сегодня наша школа?

С одной стороны, за последние пять лет резко увеличилось финансирование системы образования. По данным за 2005 г., по сравнению с 2000 г. расходы на общее образование из средств консолидированного бюджета РФ выросли в 3,3 раза. Эти деньги в основном ушли на решение проблем с заработной платой педагогов. Она выросла с 1240 руб. в 2000 г. до 5500 руб. в 2005 г. Долгов по зарплате учителей нет. Но размер ее никого не устраивает.

При этом на ремонт, оборудование и другие нужды детей приходится не более 6% всего объема средств, которые тратятся на школу. Пока профсоюзы и губернаторы выбивали из правительства деньги на зарплату учителям, школы ветшали, трубы, крыши и перекрытия гнили.

Сегодня в России около 6 500 000 детей находятся в школах, которые либо требуют капитального ремонта, либо в аварийном состоянии. Это официальные данные, и, я думаю, они сильно занижены. Почти 22 000 российских школ не имеют канализации. А около 15 000 школ не имеют водопровода.

Наступило 1 сентября, и все без исключения школьные директора пережили нашествия пожарных и санитарных инспекторов. Снова будет шумная кампания, сотни школ в каждом регионе будут объявлены неготовыми и не соответствующими требованиям, что абсолютная правда. Стрелочниками окажутся директора. Но поскольку отменять учебный год нельзя, за считанные дни как по мановению волшебной палочки число неготовых школ резко снизится, и учебный год, как обычно, начнется вовремя.

Кроме состояния зданий есть еще одна важная вещь – оборудование школьных кабинетов, лабораторий. Каждый родитель и даже ученик может проверить уровень оснащенности своей школы необходимым оборудованием. Рекомендуемый перечень есть в любом районном или городском управлении образования. Но перечень – не оборудование. А быстрый Интернет? А спортзал? А бассейн? А уровень школьного питания? Мы должны признать: учителя своими акциями протеста выбили себе рост зарплаты, а ученики и их родители на митинги не выходят...

Но при этом не хотят губернаторы и президенты на местах вводить нормативно-подушевое финансирование (оно привязано к количеству учеников в школах) – придется отвечать за неисполнение обязательств. Не хотят проводить ревизию малопосещаемых школ – непопулярная мера. Не хотят менять систему оплаты труда учителей, потому что тогда надо будет платить не всем одинаково мало, а одним – много, другим – не так много. А попробуй объясни учителям, почему им платят по-разному!

На языке экспертов это называется “институциональные изменения”. Проще говоря, чтобы сделать систему образования эффективной, надо поменять правила и нормы внутри этой системы.

Школа – не государственная,

а региональная

Наши наблюдения за двумя годами образовательного правления Андрея Фурсенко показывают, что ключевой фигурой институциональных изменений в системе является, безусловно, министр. Он стремится стимулировать школы и регионы к саморазвитию больше, чем давать натуральные и жесткие директивы и контролировать их исполнение.

В то же время у него есть свое видение эффективности деятельности системы образования. То, что он вывел инновационную деятельность в образовании из андеграунда на государственный уровень, – это тот институциональный результат, который школьное сообщество записало на счет министра.

Но регионы привыкли к тому, что их жестко направляют и не только дают совершенно определенный вектор, но и в деталях расписывают каждый шаг. А вот этого как раз Фурсенко делать и не намерен.

И здесь возникает проблема взаимопонимания министра и представителей системы. Региональные управленцы, смелые журналисты, маститые академики, за все ответственные губернаторы требуют не только указаний, но и жестких действий от ведомства. А школа в России уже давно не государственная – она муниципальная и региональная. И как же в таком случае проводить модернизацию системы?

Деньги в обмен на перемены

Квалифицированный учитель с конкурентной на рынке труда зарплатой, учитель, которым довольны родители и аттестационная комиссия, присваивающая высокую категорию. Ремонт (капитальный, не косметический), оборудование (обеспеченное по норме, установленной самим ведомством), канализация, теплый туалет, центральное отопление, противопожарное оборудование (не просто сигнализация), современный Интернет, высокоскоростной, иначе никакого толка, новый учебник.

Чтобы вложения бюджетных средств были эффективными, необходимо, во-первых, чтобы школа получала деньги по установленному региональным законом нормативу с добавками и коэффициентами в соответствии с количеством учеников и спецификой образовательной программы. Во-вторых, нужна новая система оплаты труда, учитывающая качество и результат работы учителя.

Как это сделать? Часть фонда оплаты труда могут распределять школьные советы по представлению администрации школы. Это единственный способ учесть качество работы учителя. Родители учеников – главные эксперты.

Но институциональные перемены требуют денег – и немалых. Регионам нужна федеральная помощь. Из средств на содержание школ выкроить что-то на институциональные перемены не получится.

Контракт предполагается такой: правительство дает средства на ремонт и оборудование, а регионы проводят институциональные изменения, которые помогут эффективно расходовать деньги и выведут систему образования на современный уровень.

Есть поручение президента Владимира Путина разработать механизм поддержки регионов, реализующих комплексные проекты. Теперь механизм разработан. Его суть в том, что проводится конкурс среди регионов на трехлетние проекты, в которых предусмотрены институциональные изменения и повышение доходов учителей – в обмен на средства для улучшения материальной базы школ.

Сколько же нужно денег?

Поддержка среднестатистического региона составит не менее 300 млн руб. за три года. Это в среднем порядка 175 млн руб. в первый год, 87,5 млн руб. во второй год, 43,5 млн руб. в третий год.

Оснований отказать школам в этих средствах у правительства нет. С другой стороны, президент может сказать: “Дорогое правительство, что же ты для моих поручений пожалело денег? Это же самый что ни на есть минимум!” А нам нужен не минимум, нам нужны добротные школы для каждого ребенка. И 3,5 млрд руб. вполне могут подрасти, например, до 6 млрд руб. Сейчас как раз будет готовиться постановление правительства, и надо все-таки помочь президенту выбить из правительства большую сумму, чем 3,5 млрд руб.