ВЕЩЬ НЕДЕЛИ


Крабов жалко

Историю с 39 японскими шхунами можно изложить с двух точек зрения: японской и российской. Даже место, где все это происходило, каждая из сторон называет по-своему: по-русски – Южнокурильская гряда, по-японски – Северные территории.

Японская версия: шхуны добывали морскую капусту у острова Кайгара (по-русски Сигнальный), что разрешено двусторонними соглашениями.

Российская версия: шхуны добывали морскую капусту не только у острова Сигнальный, что действительно разрешено двусторонними соглашениями, но и в районе острова Анучина, что запрещено.

Это, так сказать, событийный уровень. На политическом уровне ситуация выглядит с японской точки зрения так: все эти двусторонние соглашения заключаются союзами рыболовов между собой, а на самом-то деле всем известно, что это японские земли и воды, так что шхуны там находились вполне законно. С российской точки зрения, вторжение шхун было намеренным и вызывающим и представляло собой ответ на инцидент с задержанием одиночной японской посудины российскими пограничниками, когда погиб один из японских моряков, подставившийся под предупредительный выстрел. Да и вообще, намекает российская сторона, в Японии три недели до смены премьер-министра, так что это вторжение имеет для Японии чисто внутриполитический смысл.

Следующий уровень – исторический. Япония и Россия до сих пор не заключили между собой мир. Японцы убеждены, что СССР, правопреемницей которого стала Россия, нарушил Гаагскую конвенцию 1907 г. о законах и обычаях войны и другие международные акты. Эти документы допускают оккупацию территорий и управление ими во время войны, но требуют уважать права населения, а по окончании войны оккупацию прекратить. СССР же японцев с Северных территорий бескомпромиссно выселил и аннексировал острова. И пока Россия не вернет Северные территории, говорить о мире бесполезно, но работа над договором в двустороннем порядке ведется.

Россия же считает, что Япония, подписав после капитуляции Сан-Францисский договор, отказалась от прав на Курильские острова. И кроме того, по соглашению 1956 г. СССР был бы готов передать Японии входящие в Южнокурильскую гряду остров Шикотан и группу островов Хабомаи – но только после подписания мирного договора, работа над которым в двустороннем порядке ведется.

А вообще-то, неофициально говорят в МИДе, нет никакого смысла сейчас мириться с Японией. Наши эксперты считают, что ни к какому прорыву в экономических отношениях это не приведет, а в остальном отношения у нас сложились неплохие и, можно сказать, взаимовыгодные.

Взаимовыгодные – очень удачное слово. Краб и морская капуста, которыми богаты спорные воды, на порядок подешевели в Японии за последние 15 лет. Рыболовы на шхунах (они же браконьеры) обеих стран, и российские, и японские, пользуясь напряженностью в отношениях, беззастенчиво и жадно добывают все живое и вкусное вокруг Южных Курил или Северных территорий, не думая о будущем. Ничье же.