“Яндекс” станет энциклопедией


Проект “Яндекс.Словари” существует уже несколько лет. Но за размещение этих справочников компания не платит правообладателям – в конце каждой статьи идет ссылка на владельца авторских прав. В результате вместо отчислений правообладатель получает рекламу и трафик с “Яндекса” на свой интернет-ресурс (так строится сотрудничество с “Рубиконом”, “Новым диском”, “Правовыми технологиями” и др.).

Теперь у “Яндекса” появится собственная библиотека. В течение двух лет он собирается приобрести права на сотню словарей и энциклопедий. Оцифровкой займутся сотрудники государственного центра по электронным информационным ресурсам ФГУП НТЦ “Информрегистр”. Из выделенного на проект $1 млн около половины получат правообладатели – главным образом издательства, у которых есть права на публикацию словарей в Интернете. По оценкам ИК “Финам”, этих денег хватит на 80–90 словарей.

Как рассказал “Ведомостям” начальник отдела электронных изданий “Информрегистра” Константин Вигурский, уже оцифровано и опубликовано четыре словаря, еще 10 находится в обработке. Хотя некоторые издательства, по его словам, отказались участвовать в проекте, опасаясь, что появление книг в свободном доступе спровоцирует падение продаж.

“Ведомости” опросили ряд компаний, согласившихся участвовать в проекте “Яндекса”. Заместитель главного редактора екатеринбургского издательства “У-Фактория” Илья Лысый признает, что публикация книги в Интернете – это определенный риск. Но если читателю нужна быстрая информация в виде короткой справки, то он безусловно предпочтет онлайновый сервис, добавляет он. Представитель петербургского издательства “Скифия” не опасается падения продаж опубликованной в Интернете энциклопедии “Джаз. ХХ век”: бумажный тираж этой книги уже почти распродан. Руководитель пресс-службы “Яндекса” Михаил Ушаков уверен, что программа “Яндекс.Словари” не помешает бизнесу издателей энциклопедий. “Наоборот, бесплатный доступ к отдельным словарным статьям поможет продвижению и росту продаж справочной литературы, – говорит он. – С “Яндекса” нельзя будет скачать полный текст книг, каждый пользователь будет видеть только те словарные статьи, которые он искал”.

По словам Ушакова, “Яндекс” будет продавать рекламу на страницах словарей. Руководитель интернет-библиотеки СМИ Public.Ru Мирослав Макстенек сомневается, что это позволит “Яндексу” быстро окупить затраты на проект. А вот аналитик iKS-Consulting Максим Савватин считает вложения оправданными.

Проект по поиску книг есть и у Google – компания помогает находить тексты около 600 000 книг в формате PDF, размещенные на ее серверах. А в сентябре Google запустит русский вариант этой программы и уже ведет переговоры с издательствами в России. Несмотря на разницу технологий и содержания, руководитель направления “Интернет-проекты” ИК “Финам” Сергей Михеев считает эти проекты сопоставимыми. “Нельзя исключать, что следующим шагом “Яндекса” будет именно поиск по книгам. Однако для реализации такого проекта нужно решать слишком много вопросов, связанных с авторскими правами, – говорит он. – Это будет крайне ресурсоемкий проект, который на русских книгах пока вряд ли сможет реализовать даже Google”.