Оператор всегда прав

Д.Гришкин

Рамочное соглашение о строительстве СЕГ подписывалось год назад в присутствии президента Владимира Путина и бывшего канцлера Германии Герхарда Шредера. Теперь Шредер возглавляет комитет акционеров компании-оператора, а другой немецкий друг Путина, бывший координатор Dresdner Bank в России Маттиас Варниг, стал ее управляющим директором. Окончательное соглашение по строительству Северо-Европейского газопровода “Газпром” подписал с Wintershall и E.On Ruhrgas 29 августа.

Менеджеры всех трех компаний не комментируют содержание соглашения, но “Ведомостям” удалось ознакомиться с ним. Документ не раскрывает стоимость проекта, зато проливает свет на то, как именно будет финансироваться балтийская труба. 30% всех затрат составят собственные средства акционеров компании-оператора Nord Stream (именно так переименуют North European Gas Pipeline Company). Иностранцы финансируют свою долю живыми деньгами (в евро), а “Газпром” может вносить имущество – какое, его менеджеры не раскрывают. Остальные 70% – долговое финансирование. Это долгосрочные банковские кредиты сроком до 20 лет и привлечение средств на финансовых рынках (подробностей займов в документе нет). Источник, имеющий отношение к подготовке бизнес-плана, оценивает стоимость морского участка СЕГ в 5–6 млрд евро.

Все кредиты и займы должны быть погашены к 2032 г. В качестве обеспечения по ним могут закладываться активы и акции самой Nord Stream, а также уступка прав по экспортным соглашениям. Дивиденды акционеры компании начнут получать уже с 2010 г. Согласно документу, в случае неразрешимых разногласий у “Газпрома” появляется опцион на выкуп доли у любого другого акционера Nord Stream. Монополия должна будет возместить несогласному миноритарию все его затраты, включая займы, и начисленные ему дивиденды. “Опцион – хорошая страховка на случай форс-мажора”, – отмечает аналитик Deutsche UFG Ольга Даниленко. Тот факт, что “Газпром” сможет финансировать свою долю не только деньгами, но и имуществом, хорошая уступка немецких партнеров, добавляет аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров: это оставляет концерну гибкость в выборе модели финансирования.

Но фактически “Газпрому” придется полностью финансировать деятельность Nord Stream. По соглашению с октября 2010 г. “Газэкспорт” обязан платить Nord Stream за транспортировку всех 27,5 млрд куб. м газа независимо от того, найдутся на него покупатели или нет и какие объемы газа реально будут проходить по трубе. К 2012 г. платить придется уже за транспортировку 55 млрд куб. м. Пока “Газпром” законтрактовал лишь четверть всего объема – 14 млрд куб. м. “Это нормальная практика экспортных контрактов: “транспортируй или плати”, – уверяет сотрудник “Газпрома”, – “Газэкспорт” заказывает мощности, он и платит”.

Во сколько обойдется “Газэкспорту” транспортировка, в документе не сказано, это будет прописано в “Договоре о транспортировке газа”, который должен быть заключен с немецкими партнерами не позднее 1 июня 2007 г. Сейчас экспортный тариф на транспортировку варьируется в диапазоне $1,5–2,5 за 1000 куб. м на 100 км, говорит другой менеджер “Газпрома”, если бы СЕГ работал уже сегодня, “Газэкспорт” платил бы Nord Stream за обе очереди: $930,6 млн – $1,55 млрд в год. При этом для Nord Stream до 2032 г. будет действовать некий “увеличенный тариф”, за счет которого будут возмещаться инвестиции акционерам консорциума. Так называемый простой тариф, обеспечивающий норму рентабельности проекта – 10%, будет действовать с 2032 г. Каждый год простой тариф будет пересматриваться исходя из “совокупных годовых расходов, включая налоги, плюс 2,5% от суммы общих капитальных затрат на конец финансового года”, указано в документе.

Нестеров считает условия слишком жесткими, ведь есть риск, что “Газпром” не найдет покупателей на весь газ, но платить за его транспортировку придется в любом случае. Представитель Vostok Nafta Сергей Глазер считает, что Wintershall и E.On Ruhrgas должны также нести финансовую ответственность в том случае, если труба будет частично пустовать.