Секреты Белого дома


Как рассказали “Ведомостям” несколько чиновников, 29 августа в Белом доме был обнародован приказ руководителя аппарата правительства Сергея Нарышкина. В нем говорилось, что за разглашение служебной информации уволен советник отдела энергетических ресурсов департамента отраслевого развития Леонид Бондаренко, выговор получили руководитель департамента делопроизводства и контроля Андрей Ряховский и начальник отдела того же департамента Валерий Палкин. Связаться с наказанными и получить комментарии Нарышкина не удалось, но, по словам осведомленных коллег, Бондаренко задержали сотрудники ФСБ, когда он передавал представителю ТНК-ВР проект постановления правительства по вопросу инвестиционной политики в электроэнергетике. Пресс-секретарь ТНК-ВР Владимир Бобылев сказал, что компании не известно о случае в Белом доме. Взыскание на Палкина наложено за передачу служебных материалов помощнику одного из депутатов Думы. Ряховский пострадал за грехи подчиненного. Тем же приказом Федеральной службе охраны (ФСО) поручено усилить контроль за прохождением посетителей в Белый дом, а руководителям департаментов – за работой сотрудников с документами. Пресс-служба ФСБ отказалась от комментариев.

Уникальным называет этот случай бывший замминистра экономразвития Михаил Дмитриев: “Чтобы спецслужбы задерживали при передаче несекретной информации – я такого не слышал”. “Увольнения с такой формулировкой еще не было”, – утверждает один из старожилов Белого дома. Если строго следовать букве инструкции о порядке работы с документами, то все бумаги независимо от уровня секретности относятся к служебным и выносу не подлежат, добавляет другой чиновник. Тем не менее документы нередко “брали почитать на дом”, замечает он. Все переданные документы не имели даже грифа ДСП (“Для служебного пользования”), а решение правительства по электроэнергетике вообще было вывешено на сайте Минпромэнерго. “Дело не в содержании “слитых” материалов, а в том, чтобы пресечь служебный инсайд”, – говорит чиновник правительства. По словам другого, “это показательное наказание, потому что торговля информацией стала у нас обычной практикой”.

О масштабах явления судить трудно, но то, что бумаги из федеральных органов уходят на сторону, – секрет полишинеля, говорит президент фонда “Индем” Георгий Сатаров: “Помню, как в 1996 г. продавались варианты послания президента Федеральному собранию”. В Минпромэнерго никого за руку не ловили, сказал руководитель департамента Станислав Наумов. Бывало, правда, что под видом собственной точки зрения в СМИ передавалась информация о готовящемся и важном для рынка решении, но сейчас “мы это перестроили”, признает он. Месяц назад Мосгорсуд приговорил к 10 годам лишения свободы бывшего замдиректора департамента международных финансовых отношений, госдолга и государственных финансовых активов Минфина Дениса Михайлова за то, что он летом 2004 г. передал двум бизнесменам справку о проведенном в 2001–2003 гг. и планируемом погашении долга стран Южно-Азиатского региона перед СССР.

Два года назад зарплату федеральным чиновникам резко повысили, но “информацию на вынос” продолжают практиковать. Спросом у бизнеса пользуются прежде всего материалы, связанные с нефтью, газом, энергетикой, федеральными целевыми программами и строительством крупных объектов, говорит чиновник Белого дома. В регионах чиновники придерживают инструкции, касающиеся бизнеса, чтобы потом предложить их за наличные, добавляет Сатаров. Он сомневается, что есть твердые расценки на информационные услуги – рынок складывается стихийно. Малый и средний бизнес не может быть заказчиком таких услуг, уверен президент “ОПОРы” Сергей Борисов. По его мнению, оплачивать сведения, от которых зависят сделки на десятки и сотни миллионов долларов, способен только крупный бизнес. Никто из опрошенных предпринимателей не признался, что его компания покупала у чиновников информацию.

Перекрыть наглухо все каналы утечки документов не удается ни в одной стране, реалистичен Наумов. “Что касается контактов чиновников с бизнесом, то наше законодательство тихо молчит”, – говорит президент Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев. Впервые вопрос о конфликте интересов в деятельности чиновников был поставлен в указе президента об этическом кодексе госслужащего, но до сих пор эффективные процедуры, регулирующие такого рода конфликты, отсутствуют, нет и юридических санкций за нарушения. Чтобы держать чиновников в узде, правительство должно предложить комплекс жестких мер – вплоть до волчьего билета, режет Борисов. Торгуя информацией, чиновник должен знать, что рискует карьерным ростом, может быть уволен, подвергнуться уголовному преследованию, предупреждает Дмитриев. Чиновник Белого дома расценивает наказание Бондаренко как выстрел из пушки по воробьям: “У нас секретят то, что нужно распространять широко, а 3–4% сведений действительно государственной важности удержать не могут”.