Ласковое жужжание


Пройтись вдоль рядов плакатов, выставленных на конкурс “Золотой пчелы”, легко и приятно. Все они лаконичные (один понятный визуальный образ), красивые, часто остроумные, очень редко смешные, иногда яркие, как правило, изысканные по цвету и изобретательные по шрифтовым композициям. Так что просмотр и 1000 штук подряд, во-первых, не утомляет, во-вторых, оставляет ощущение правильно потраченного времени, поскольку на выставке традиционно много плакатов не коммерческих, а социальных, в основном экологических. И хотя, любуясь нежными рисованными животными на плакатах японца Нагаи Казумаса из серии Life-2005, зритель никак охране мировой фауны не способствует, но чувствует себя приобщенным к добрым намерениям.

Плакат, даже если он посвящен такому трагическому событию, как 20-летие чернобыльской катастрофы, все равно остается искусством исключительно позитивным, ведь его задача – притягивать внимание. Большинство современных плакатов зазывает зрителей тихо, ласково и умно. Не так, а провокативно и резко поступает лауреат прошлой биеннале – израильтянин Давид Тартаковер, чья выставка открылась тут же, в ЦДХ. В серии I’m here он вставляет собственное изображение в хроникальные кадры терактов. Но его трагические, взывающие к состраданию плакаты – особый случай. Отличный от массы утонченных японских, стремящихся к тому же китайских, корейских и иранских плакатов, а также более изобретательных и интеллектуальных плакатов европейских и российских.

Самая, пожалуй, спорная работа выставки сделана швейцарцем Никлаусом Трокслером: на фоне сильно увеличенной первой полосы The New York Times корявыми белыми буквами намалевано сообщение о джазовых концертах. Видимо, это напоминание о том, что новости из горячих точек – только фон для ваших повседневных развлечений. Может быть, автор подразумевал и нечто противоположное, но цели достиг – плакат останавливает, его внимательно прочитываешь. Однако таких экстравагантностей на выставке немного, у лучших плакатных художников развито чувство коммерческой ответственности, они не хотят засорять улицы чем-то кричащим и некрасивым, т. е. раздражающим и отталкивающим. Хотя президент “Золотой пчелы” Сергей Серов считает, что если и есть в этом году какая-то новая тенденция, то это именно появление грубых, нарочито небрежных плакатов. На выставке, правда, этот антигламур почти незаметен.

Биеннале “Золотая пчела” существует уже 14 лет энергией и стараниями Сергея Серова, который рассматривает этот большой плакатный фестиваль прежде всего как профессиональный праздник. Кроме основной выставки (она продлится до пятницы) и выставки членов международного жюри биеннале (ее откроют завтра в галерее Зураба Церетели) в программе предусмотрены лекции, мастер-классы и круглые столы. Название одного из них – “Креатив и эмоции – самый короткий путь к сердцу клиента”. Видимо, имеются в виду положительные эмоции. Выставка “Золотой пчелы” как раз вызывает их, и в большом количестве. Поэтому ей нетрудно нравиться зрителям.