НОВИНКИ КНИЖНЫХ РАЗВАЛОВ: Чек или монета


Реалити-шоу о бизнесе обживают телевидение. В программе “Кандидат” в этом году появился новый ведущий – Владимир Потанин и новые претенденты на удачу, преимущественно из компаний с годовым оборотом более $1 млн. В реалити-шоу Ричарда Брэнсона “Миллиардер-бунтарь”, автора книги “К черту все! Берись и делай!”, схожая ситуация, но ставки гораздо выше.

В 2004 г. претендент Шон Нельсон стоял перед выбором: чек или бросок монеты и новая попытка. Нельсон выбрал чек, где стояли нули с одной единицей, означающие $1 млн, и получил приз – пост президента Virgin на три месяца. “Если бы ты решил бросать монету, я перестал бы тебя уважать”, – сказал Нельсону ведущий Брэнсон, которого за страсть и удачи в бизнесе уважает все мировое сообщество. Как автор книг Брэнсон на страницах произведений так же эмоционален, если не сказать эксцентричен. Как буревестник Максима Горького, он постоянно ищет бури, но постоянно выходит сухим из воды.

Те читатели, кто уже знаком с его автобиографией “Теряя невинность”, выпущенной в 2003 г. (Санкт-Петербург, Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге), наверняка найдут в свежей книге знакомые истории. Но есть в ней много нового и действительно интересного. Ну кто из отечественных ведущих реалити-шоу о бизнесе превращался, как Брэнсон, в пожилого таксиста, подвозящего молодых участников к месту съемки? “Я навострил уши, прислушиваясь ко всему, о чем они говорили на заднем сиденье, – пишет Брэнсон. – Я помечал в памяти, как молодые люди относятся к пожилому человеку, который не в силах таскать их тяжелые чемоданы. Таким образом, я узнал о них очень много – нередко к их неожиданному огорчению”. Кстати, память у автора отменная потому, что он с детства ведет дневники в обычных школьных тетрадях (в первой книге об этом написано подробно). Зато в новой книге Доктор Да, так между собой называют его сотрудники Virgin, пишет не только о своих авантюрах, но и о днях нынешних.

Брэнсон не просто напоминает читателю о существовании Интернета. Он приводит массу историй о том, как на его глазах даже далекие от бизнеса люди становились предпринимателями: компания Chillis Galore, начинавшаяся с кухни в Норфолке, теперь продает свой соус через Сеть, “принц Чарльз реализует органические продукты своей фирмы в режиме онлайн”. “Но даже без Интернета каждый может начать новый бизнес прямо из дома, – напоминает читателям автор. – Вы можете мыть окна, брать белье на глажку или выгуливать собак. Вы можете стать художником или писателем. Вы можете стать садоводом. Вы можете делать и продавать куклы”.

Те из читателей, кто с трудом разделяет работу и личную жизнь, могут найти в книге уникальный пример того, как можно отделиться не только от своей компании, но даже от земли. В бешеном темпе жизни Брэнсона есть отдушина, и называется она воздушные шары. Он купил себе небольшой шар с плетеной корзиной и часто катает на нем друзей и родных. “Летать на таком шаре – одно из самых умиротворяющих занятий, которые я знаю, – утверждает он. – Невольно чувствуешь свое единение с природой. Ты плывешь в полной тишине, ускользая от мирской суеты. К тебе не дозвониться, тебя не остановить. Ты свободен”. Вряд ли все читатели будут, как Брэнсон, воздухоплавателями, зато наверняка все согласятся с его выводами: “Каждому из нас необходим свой уголок для уединения. Время от времени полезно остановиться и ничего не делать. Это дает возможность поразмышлять. Это заряжает наши тела и умы новой энергией”.

Такой остановке ума посвящена книга Ричарда Кордока “Апгрейд мышления: взгляд на бизнес с высоты 10 000 метров” о предпринимательском мышлении. Автор утверждает, что вся она основана на реальных историях. Например, главный сюжет книги позаимствован из истории, случившейся с его родственником Джейсоном Мерфи. Однажды он получил более комфортное место в самолете, направлявшемся в Австралию, где он должен был начать новый бизнес. “Удивительным образом он оказался на месте 1В рядом с сэром Ричардом Брэнсоном, который во время полета поделился с молодым предпринимателем своими мыслями”, – пишет Кордок. Прежде чем написать книгу, он провел интервью с 50 миллионерами, самостоятельно заработавшими свои состояния, а также с ведущими специалистами в сфере менеджмента. Прототипом главного героя книги Кордока стал один из богатейших людей Шотландии – Том Хантер, получивший в прошлом году дворянский титул. По уверению Кордока, сэр Хантер потратил на различные предпринимательские и образовательные инициативы 100 млн фунтов стерлингов из своего личного состояния.