Выгодные абоненты


Вчера МТС отчиталась за II квартал. Ее чистая прибыль оказалась на 9% выше консенсусных прогнозов аналитиков 12 инвесткомпаний, опрошенных Reuters, а выручка и OIBDA – на 5%. У “Вымпелкома” квартальная выручка и OIBDA превысили ожидания аналитиков на 5% и 3% соответственно. При этом рентабельность обеих компаний оказалась чуть ниже экспертных ожиданий: у “Вымпелкома” – на 1%, а у МТС – на 0,5%.

По размеру чистой прибыли, OIBDA и уровню рентабельности в России МТС пока отстает от “Вымпелкома”. Тем не менее во II квартале ей “удалось преломить тенденцию по снижению основных финансовых показателей – после полугодового перерыва показатели МТС вновь продемонстрировали уверенный рост”, констатирует аналитик Банка Москвы Дмитрий Скворцов. А главным приятным сюрпризом для рынка стал резкий рост ARPU МТС в России. “Уровень проникновения сотовой связи в России вплотную приблизился к 100%, поэтому операторы уже не могут рассчитывать на резкое увеличение финансовых показателей за счет привлечения большого числа новых абонентов”, – говорит Скворцов. Теперь им надо увеличивать доходы с уже привлеченных абонентов, поэтому показатель ARPU выходит на первый план, отмечает он. Новый президент МТС Леонид Меламед, едва вступив в эту должность в апреле, как раз и пообещал остановить падение ARPU, а также увеличить выручку оператора в 2006 г. не менее чем на 10–15% по сравнению с уровнем 2005 г., а также вернуть рентабельность по OIBDA на уровень 50%.

Аналитики прогнозировали, что ARPU “Вымпелкома” вырастет в течение II квартала на 7% до $7,1 в месяц, но в действительности этот показатель увеличился на 12% и составил $7,4 в месяц. А у МТС ARPU вырос вместо ожидавшихся 3% на 13% до $7,5 в месяц. Правда, год назад у обеих компаний этот показатель был выше – у “Вымпелкома” он составлял $7,6 в месяц, а у МТС – $9,4 в месяц. Впрочем, гендиректор “Вымпелкома” Александр Изосимов уверен, что к I кварталу 2007 г. спад будет ликвидирован: “I квартал 2006 г. был низшей точкой для нашего ARPU, и теперь этот показатель начнет расти”. Меламед также оптимистично смотрит в будущее: “Есть предпосылки, что ARPU будет расти или стабилизируется”.

Аналитики “Ренессанс Капитала”, “Уралсиба”, “Тройки Диалог” и МДМ-банка разделяют их оптимизм. “ARPU компаний достиг дна, оттолкнулся и пошел вверх”, – уверен глава аналитического управления “Ренессанс Капитала” Александр Казбеги. “Перелом негативной тенденции означает, что в дальнейшем у компаний будут сильные показатели выручки и прибыли”, – вторит ему старший аналитик МДМ-банка Елена Баженова.

По мнению Казбеги, увеличению доходов с одного абонента способствовало замедление темпов роста абонентских баз операторов. Отсутствие новых абонентов позволило компаниям отказаться от агрессивной ценовой политики и стабилизировать тарифы, объясняет он. Изосимов подтверждает, что насыщение рынка позволило “Вымпелкому” уменьшить количество малоговорящих абонентов и улучшить качество абонентской базы. Также, по мнению руководителей “Вымпелкома” и МТС, на рост ARPU оказали влияние новые правила взаиморасчетов между операторами, введение рублевых тарифов и сезонный фактор: в период отпусков и поездок на дачи абоненты больше общаются по мобильному телефону.

У операторов есть основания рассчитывать на продолжение роста ARPU и в III квартале: запуск новых рублевых тарифов, а также увеличение с начала августа стоимости первой минуты исходящего вызова помогут им повысить тарифы на 5–10%, считает содиректор аналитического департамента “Уралсиба” Константин Чернышев. Старший аналитик “Тройки Диалог” Андрей Богданов обращает внимание еще на один фактор увеличения ARPU – абоненты стали больше говорить. Среднемесячное количество минут, выговоренных абонентом “Вымпелкома” в России, выросло во II квартале 2006 г. на 5% по сравнению с предыдущим кварталом, а у МТС этот показатель увеличился на 8%.

Стоимость ADR на акции “Вымпелкома” на Нью-Йоркской фондовой бирже выросла в минувшую пятницу (день публикации результатов компании за II квартал) на 6% до $57,6. А котировки ADR на акции МТС вчера выросли на 7,5% до $40,4.