Акции за углом


Уже несколько лет акционеры “Атона” хотят продать свою компанию. Переговоры велись со многими инвестбанками, сейчас, например, интерес к российской компании проявляет Bank Austria Creditanstalt. Гендиректор “Атона” Александр Кандель уверяет, что переговоры с австрийцами еще не закончены, да и претендентов больше чем один. Точно известно лишь то, что продаваться будет не весь бизнес – управляющая компания “Атон менеджмент” и интернет-брокер “Атон-Лайн” хозяина не сменят. Более того, именно на “Атон-Лайн” хотят сделать ставку владельцы “Атона”. В компании уверены, что к 2009 г. услугами интернет-брокеров будут пользоваться 1,2 млн инвесторов. Правда, при условии, если фондовый рынок будет расти, но даже если он будет падать или стоять на месте, число инвесторов продолжит расти и достигнет примерно 0,6 млн, считают аналитики компании. Сейчас таких инвесторов около 0,2 млн.

Кандель рассчитывает, что “Атон-Лайну” удастся захватить 15–25% этого рынка, т. е. привлечь от 90 000 до 300 000 инвесторов. Сейчас у компании 10 000 клиентов. Для этого, по словам Канделя, в течение месяца “Атон-Лайн” запустит маркетинговую кампанию в прессе, на телевидении и в наружной рекламе. Компания также планирует сделать сайт, на котором будут доступно описаны правила игры на бирже. Одновременно “Атон-Лайн” активизирует региональную экспансию. На развитие сети и маркетинг он планирует потратить как минимум $46 млн за три года. Офисы будут открываться во всех крупных регионах по принципу “магазин за углом”, говорит Кандель. В каждом регионе компания хочет открыть офис в региональном центре и несколько – в других населенных пунктах региона.

“У многих в планах региональная экспансия, это естественный процесс, просто не все громко объявляют об этом”, – говорит гендиректор “Финама” Виктор Ремша. Он и гендиректор “Антанты Капитал” Евгений Коган назвали бюджет на развитие “Атон-Лайна” “приличной суммой”. По мнению Когана, потенциальных клиентов интернет-трейдинга несколько миллионов, а остальные руководители инвесткомпаний назвали цифру 1 млн через три года реальной. У “Антанты Капитал”, которая недавно запустила программу “Рули рубли”, сейчас около 14 000 клиентов, в течение 1–1,5 лет планируется удвоить их число, а спустя некоторое время иметь несколько сотен тысяч клиентов, говорит Коган. Другие брокеры, опрошенные “Ведомостями”, заявили о заинтересованности в региональном развитии, но конкретизировать свои планы и бюджеты отказались. По мнению Минцева, “Атон-Лайн” начинает активную экспансию в провинцию с некоторым опозданием. “В крупных городах конкуренция уже почти такая же высокая, как в Москве. Мало открыть офис – надо вырастить клиента, а на это может уйти полтора–два года”, – считает он. А Ремша полагает, что рынок будет насыщен еще не скоро, поэтому не поздно прийти в регионы и через два года.

Конкуренции со стороны “Атон-Лайна” брокеры не боятся. “Тяжелее всего развиваться в регионе, где еще никакой конкуренции нет и приходится начинать с самого начала самим”, – говорит Минцев. А по мнению гендиректора “Ренессанс онлайн” Максима Малетина, концепция “магазинов за углом” не соответствует сути интернет-бизнеса. “Главные преимущества интернет-трейдинга для клиента – это возможность самостоятельно совершать все операции со своего компьютера, отсутствие необходимости лишний раз посещать офис брокера и низкая, справедливая стоимость услуг”, – говорит он. У “Ренессанс онлайн” есть только один офис – в Москве на Тверской ул., а клиентов из регионов 23%, притом что никакой региональной рекламы компания не давала. “Если какие-то вопросы нельзя решить по телефону или через Интернет, наши клиенты пользуются курьерскими услугами, но это бывает не часто”, – говорит Малетин. Один из брокеров предполагает, что “Атон-Лайн” строит большую региональную сеть, с тем чтобы раздуть бизнес и впоследствии продать его. Кандель, однако, отрицает это, утверждая, что “нет смысла на старте бизнеса, рассчитывая на высокий рост рынка, кому-то его продавать”.