БОРЬБА С ИНФЛЯЦИЕЙ: Отрегулировать цены на бензин


Потребительские цены в России, вопреки ожиданиям, продолжали расти даже в августе – самом спокойном с инфляционной точки зрения месяце. Виноваты прежде всего цены на бензин: за один только август они выросли на 5,4%.

Некоторые аналитики приписывают этот всплеск окончанию действия неформального соглашения между государством и нефтяниками о замораживании цен. Это точно не известно. Известно только, что на этом рынке вообще многое зависит от действий государства и производителей. Законы свободного рынка, например закон равновесия спроса и предложения, не в состоянии играть здесь регулирующую роль и определять справедливые и экономически обоснованные цены.

Рынок нефтепродуктов носит ярко выраженный монополистический характер, усугубляемый региональной спецификой. В результате исторически сложившейся практики ведения бизнеса регионы России поделены на сферы монополистического влияния между вертикально-интегрированными нефтяными компаниями. Кроме того, данный рынок характеризуется высокой степенью вероятности возникновения картельных и прочих соглашений, направленных на искусственное поддержание цен на нефтепродукты.

Одностороннее повышение цен на нефтепродукты увеличивает издержки производства в других отраслях, разрастаются неплатежи, парализуются межрегиональные связи, а самое главное – рушатся бюджеты регионов. Очевидно, что рост цен на нефтепродукты является мощнейшим фактором макроэкономической инфляции, которая справедливо охарактеризована экономистами как инфляция издержек.

Поэтому ведущую роль в решении этой проблемы должно играть администрирование издержек и нормы прибыли государством, как основным регулятором экономической деятельности.

Как считают регулируемые тарифы

Посмотрим, как рассчитываются регулируемые тарифы в другой области – электроэнергетике. Вот сравнительный пример из практики России и США. Уровень тарифов на электроэнергию в России и США калькулируется на первый взгляд похожим образом: “затраты плюс прибыль”. Однако общие черты в методах ценообразования на этом заканчиваются. Принципиальные различия касаются прежде всего определения величины прибыли в составе тарифа.

Наиболее распространенный в США метод установления величины прибыли в регулируемой цене состоит в следующем. Сначала определяется тарифная база, которая измеряет величину капитала, используемого компанией для осуществления регулируемых видов деятельности. Затем устанавливается “разумная и справедливая” норма прибыли на капитал. Такая норма прибыли равна стоимости привлечения капитала (его альтернативным затратам). Разумная норма прибыли, которую регулирующий орган разрешает регулируемой компании, устанавливается на уровне нормы прибыли, существующей в конкурентных отраслях со сходным хозяйственным риском. Дозволенная норма прибыли должна быть достаточна, чтобы удерживать капитал в данном применении.

Регулируемая цена равна текущим затратам производства плюс прибыль, исчисленная по ставке разумной нормы прибыли, примененной к установленной тарифной базе. Важно подчеркнуть, что отдельные элементы капитала (активы) включаются в тарифную базу, на которую может быть начислена прибыль, лишь при условии, что они признаны регулирующим органом “используемыми и полезными”. Строящиеся объекты до ввода их в эксплуатацию в тарифную базу не включаются.

Как считают у нас

В российской практике “потребность в прибыли” определяется как сумма прибыли, требующаяся прежде всего для осуществления планируемых производственных капиталовложений, финансирования социальной сферы предприятий, выплаты налогов.

Таким образом, принципиальное различие между отечественной и зарубежной практикой учета капиталовложений при ценообразовании заключается в том, что в мировой практике в цене продукции учитывается стоимость привлечения действующего капитала (процент на капитал), а в нашей практике в цене учитывается полная величина предстоящих капиталовложений.

Чрезмерная нагрузка на тарифы возникает и потому, что в большинстве случаев инвестиции обеспечиваются в значительной мере за счет внутренних источников – прибыли, а также инвестиционных и стабилизационных фондов, формируемых за счет себестоимости.

Такая система тарификации услуг разработана лишь в интересах производителей и не учитывает экономические интересы и возможности потребителей. Такие тарифы обеспечивают получение необоснованно высокой по сравнению с другими отраслями и регионами заработной платы, выплату дивидендов независимо от того, как работало предприятие, страхование его работников, нецелевое использование части средств, предназначенных для строительства жилья и объектов соцкультбыта.

Эффективное регулирование рынка нефтепродуктов предполагает контроль за эксплуатационными и капитальными расходами на основе детального, день за днем, сделка за сделкой, изучения каждого аспекта деятельности предприятий, осуществляющих весь производственный цикл “скважина – НПЗ – розничная торговля”.

Отечественная практика ценообразования до сих пор основывается на бухгалтерских, а не экономических представлениях о затратах. Поэтому при установлении регулируемой цены нужно не отклоняться от затрат, как иногда предлагается, а, наоборот, точнее следовать тому, как понимаются затраты в микроэкономической теории.

А проконтролировать затраты в сфере добычи, переработки и сбыта нефтепродуктов не так сложно, поскольку отрасль характеризуется монопольным характером экономических отношений, является чрезвычайно капиталоемкой, причем значительная часть издержек носит постоянный характер. В результате доля постоянных издержек в цене единицы продукции растет.

Предложения

Итак, лучшим способом контроля над ростом цен на нефтепродукты, на наш взгляд, является установление “разумной” или “справедливой” нормы прибыли. Должна быть создана прозрачная и внятная система администрирования издержек и нормы прибыли предприятий, работающих на монополистических рынках.

Кроме того, при определении норм прибыли необходимо исходить из реальной альтернативной стоимости капитала на рынке (учитывая ставки рефинансирования, коэффициенты дисконтирования, доходность фондового рынка).

Кроме того, необходимо применять метод сравнения затрат. Регулирующий орган при наличии рынков, схожих в общих чертах по территории, оснащенности техникой у производителей и запросам потребителей, вправе предписать хозяйствующему субъекту, являющемуся естественным монополистом, изменить уровень и структуру его цен (тарифов) в соответствии с аналогичным предприятием данной отрасли, но проводящим разумную тарифную политику.