Меньше чиновников


Но большого эффекта реформа пока не принесла. В отношении региональных органов власти рейтинги уже применяются, но никаких наказаний за низкий балл не предусмотрено, говорит директор Института социально-экономической информации и прогнозирования Сабит Жусупов. Новая система работы не стимулирует чиновников заниматься развитием инфраструктуры и привлечением инвестиций, сетует представитель крупного казахстанского банка. Чиновники по совместительству работают в госкомпаниях и лоббируют их интересы, отмечает Жусупов. Из-за перегруженности бюрократов, например, проект по созданию финансового центра “Алма-Ата” они принимали полгода, говорит аналитик Альфа-банка Ринат Гайнуллин. “Деньгами чиновника не привлечешь, многие из высокопоставленных бюрократов уже работают в бизнесе”, – замечает Жусупов. А казахстанский политолог Константин Сыроежкин сомневается, что госаппарат удастся сократить – Назарбаев не впервые призывает это сделать, но пока число чиновников растет.

Новый этап реформы будет проведен в 2007 г., объявил Назарбаев на заседании парламента. “Мы будем выстраивать качественно новую модель госуправления, где во главу угла будут поставлены интересы потребителей государственных услуг”, – заявил он.

Для достижения этих целей Назарбаев предложил сократить госаппарат на 30% (сейчас – порядка 50 000 человек). Сокращение коснется в основном чиновников среднего звена, а не рядовых сотрудников, поясняет чиновник одного из органов исполнительной власти Казахстана. Все сэкономленные средства пойдут на повышение зарплаты оставшихся. Еще обещано повышение довольствия чиновников на 30%, и через год они будут получать примерно вдвое больше нынешнего, говорит источник. Сейчас замминистра зарабатывает порядка $1500–1600. Эффективным работникам будут выплачиваться бонусы. Зарплаты в госсекторе смогут конкурировать с частным сектором, сообщает источник.

Но работать чиновникам станет труднее. Действия бюрократов будут оцениваться по отраслевым стандартам качества и международным стандартам ISO, рассказывает чиновник. Оценкой госуслуг займутся внешние и внутренние аудиторы, объявил Назарбаев. Они, в частности, будут опрашивать бизнесменов и население. Аудиторам предстоит регулярно рейтинговать госорганы, что повысит эффективность бюджетных расходов, надеется президент.

Уменьшатся полномочия канцелярии премьера – она не сможет по существу править подготовленные ведомствами проекты решений. Это сильно увеличит скорость принятия решений, говорит чиновник.

Административные барьеры, бюрократическая волокита, количество проверок будут сокращены, коррупция уменьшится, подчеркивает Назарбаев.

Первый этап реформирования госслужбы Казахстан прошел шесть лет назад. Теперь при поступлении на работу чиновники сдают конкурсный экзамен (с тестами на логическое мышление и знание административного права), к каждой должности установлены квалификационные требования. Должности разделены на политические (замминистра и выше) и административные; кадровый резерв политической службы проходит обучение за рубежом. Начальников департаментов регулярно перемещают из ведомства в ведомство, чтобы повысить компетенцию в разных сферах госрегулирования и снизить коррупцию.