В одной связке


Вчера De Beers и “Алроса” подписали меморандум о взаимопонимании, который предусматривает сотрудничество компаний в проведении геологоразведочных работ на территории России и в других странах, в том числе в Африке, сообщила De Beers. Президент “Алросы” Александр Ничипорук добавил, что в России компании сосредоточатся на поисках алмазов в северо-западных регионах. “У нас там на данный момент достаточное количество лицензий и возможностей, поэтому мы с De Beers будем смотреть наиболее перспективные направления”, – приводит слова Ничипорука “Интерфакс”. Президент “Алросы” также сказал, что в российских проектах по поиску алмазов De Beers может получить долю ниже контрольной.

Источник, близкий к “Алросе”, добавляет, что стороны только обсуждают возможность создания совместного предприятия по поиску алмазов в северо-западных регионах, окончательного решения об условиях работы компаний в России пока не принято. По словам собеседника “Ведомостей”, “Алроса” вместе с De Beers могут начать искать алмазы на юге Африки – в Намибии, Танзании и ЮАР, а также в Канаде.

“Алроса” уже дважды пыталась найти себе партнера для проведения геологоразведочных работ. В конце 90-х гг. австралийская Ashton Mining, которой принадлежала лицензия на поиск алмазов в Карелии, предлагала “Алросе” вести совместные работы по поиску алмазов в этом регионе. А в конце 2002 – начале 2003 г. BHP Billiton предлагала российской компании вести совместные исследовательские работы в Якутии.

Но “Алроса” решила идти в геологоразведку с проверенным партнером, которому в течение более 50 лет продавала большую часть своих алмазов. В прошлом году Еврокомиссия предписала ограничить поставки российских алмазов в адрес De Beers, а с 2009 г. и вовсе прекратить их. “Алроса” оспаривает это решение в суде.

В “Алросе” и De Beers не говорят, когда стартует совместная работа и когда может начаться добыча алмазов.

Эксперт, знакомый с ситуацией на алмазном рынке, говорит, что от начала поиска алмазов до ввода в эксплуатацию обогатительной фабрики проходит от пяти до восьми лет, но если алмазы найдены рядом с действующим месторождением, то работы занимают до трех лет.

“Сотрудничество в области геологоразведки всегда крайне полезно для компаний, – рассуждает вице-президент банка “Держава” Андрей Макогон, – как правило, у компаний есть большой опыт работы в регионах, где они давно присутствуют, где им уже хорошо знакомы горно-геологические условия, а при совместной работе с конкурентами они приобретают больше знаний о “чужих” технологиях”. К подобному сотрудничеству “Алросу” подталкивает и то, что у нее нет собственных новых разведанных месторождений.

В этом году “Алроса” решила всерьез заняться геологоразведкой и приняла решение удвоить инвестиции в геологоразведку и за пять лет вложить почти $500 млн в поиск алмазов в Якутии, Карелии, Архангельской области и в Африке. “Алроса” обладает огромным опытом в разведке и разработке месторождений в Якутии, но при работе на северо-западе России и тем более в других странах ей как раз и нужен будет опыт De Beers”, – рассуждает Макогон. “Алроса” уже в прошлом году приняла решение диверсифицировать свой бизнес, а на юге Африки, где как раз и собираются работать компании, кроме алмазов есть практически все виды сырья”, – заключает эксперт.