Базарный день


С 6 по 11 сентября на ВВЦ в девятнадцатый раз проходит Московская книжная выставка-ярмарка. Это, безусловно, самое шумное мероприятие книжной жизни России, на которое съезжаются представители печатного бизнеса со всей страны.

Книжный рынок в России развивается с прилежным постоянством: за последние три года его общий объем вырос с 1 до 2 миллиардов долларов, число наименований – с 60 почти до 100 тысяч в год.

По сравнению с двумя другими московскими ярмарками (мартовской «Книги России» и ноябрьской Non/fiction) ММКВЯ – самая большая. Раскинувшись в двух, а с 2006 года уже и в трех павильонах ВВЦ, она вмещает больше двух с половиной тысяч участников и собирается принять до 300 тысяч гостей.

Но, несмотря на масштаб, репутация у ММКВЯ в глазах издателей и читателей довольно противоречивая. Образованная во времена застоя и выполнявшая тогда роль окна в мир зарубежной книжности, пережившая в начале 1990-х серьезный кризис, ММКВЯ так и не сумела стать по-настоящему современным форумом. Хозяева средних и маленьких издательств открыто признают, что участие в ММКВЯ убыточно, плата за аренду и перевозку книг не оправдывается розничными продажами на стенде. Читателям комфортнее в книжных магазинах – там не так душно, бестолково, да и к дому ближе. Словом, призрак бессмысленности преследует Московскую ярмарку по пятам. Тем не менее желающих принять в ней участие год от года только больше, потому что сами издатели хорошо понимают, зачем пускаются в шестидневное ярмарочное путешествие.

Выставка достижений

«Смысл любой ярмарки выражается старой русской поговоркой, – говорит главный редактор «Вагриуса» Алексей Костанян. – На ярмарку едут, чтобы «на людей посмотреть и себя показать. Хотя наши книжки продаются на стенде довольно активно, коммерция отступает на второй план. Главное, мы смотрим друг на друга. Люди, делающие одно дело, обязательно должны собираться вместе один-два раза в год». «Невозможно представить себе современный книжный рынок без этого ежегодного сбора профессионалов и смотра достижений, – подтверждает и главный редактор издательства «Время» Алла Гладкова. – ММКВЯ необходима, хотя можно предъявить множество претензий к тому, как она устроена»...

«Причин участия «ОГИ» в ярмарке три, – уточняет владелец издательства «ОГИ» Дмитрий Ицкович. – Первая – ностальгическая. Хотя качественной книгой занимается Non/fiction, в свое время именно на ВДНХ советская интеллигенция приходила читать стихи Бродского, изданного в Анн-Арборе. Напор людей, очереди, ажиотаж – это тоже ценности, история, которой у других ярмарок нет. Вторая причина – рыночная. Для книжного рынка Московская ярмарка – главное событие, и, поскольку наш рынок все еще не разделен по нишам, появление здесь – одна из возможностей наращивать свои тиражи. Третье: участие в ММКВЯ – это знак твоего присутствия в жизни. На Non/ fiction – культура, а тут колхозники приехали показать урожай».

«И происходит встреча…»

Понятно, что помимо демонстрации достижений своего издательского хозяйства ярмарка исполняет и коммуникационную функцию. «ММКВЯ ориентирована на решение сразу двух проблем: выполняя роль главного места встречи издателей, писателей и читателей, она сводит друг с другом не только покупателей с продавцами, но и профессионалов – участников рынка», – говорит главный редактор газеты «Книжное обозрение» Александр Гаврилов. Читатели приходят глазеть на новинки и брать автографы у писателей. Авторы ищут на ярмарке издателей. Иногда успешно. Например, именно на прошлой ММКВЯ произошла встреча «Вагриуса» и автора приключенческих романов Леонида Острецова, который принес свою рукопись на стенд издательства – и книга была напечатана в том же году.

И хотя ММКВЯ часто обвиняют в «немножко базарном устройстве» – шумно, душно, многолюдно, – все издательства единодушно признают необходимость этого базара для развития рынка. Но на этом единодушие кончается.

Крупные и мелкие

Даже самые ярые энтузиасты ярмарки сходятся на том, что нацелена она скорее на «крупняков», чем на мелкие издательства. «Если ММКВЯ ориентирована на крупных игроков и решает их проблемы, то Non/fiction действует в интересах маленьких издательств, – говорит Александр Гаврилов. – В то время как крупные издательства привлекают читателя за счет громких имен и презентационных программ, мелкие действуют за счет креативности и новых идей, а это гораздо лучше приживается на Non/fiction».

О том же говорит и Алла Гладкова: «Хотя мы ежегодно участвуем в ММКВЯ, это не наша ярмарка. Здесь мы теряемся на фоне более крупных издательств. В этом смысле более равные возможности предоставляет Non/fiction».

 Французский с нижегородским

Non/fiction на Крымском Валу – сильный конкурент ММКВЯ. Хотя при общих задачах эти ярмарки нацелены на разных читателей. На первую ходит интеллигенция, вторую предпочитает весьма широкая публика. Круглые столы и обсуждения Non/fiction рассчитаны на всех и почти всегда оказываются интересными – на ММКВЯ дискуссии предназначены только для профессионалов и нередко носят несколько «протокольный» характер. Широкому читателю на ВВЦ остаются встречи с писателями и 250-метровая очередь на Маринину. И хотя ММКВЯ позиционирует себя как международная ярмарка, объем иностранной продукции на ней весьма невелик, да и мировые знаменитости ее не слишком жалуют.

Так что «международная» в названии выставки – во многом условность. Она все еще выполняет по большей части локальные задачи, предоставляя возможности для промоушна и без того не бедствующим крупным издательствам, готовым подтянуть для этого свои рекламные бюджеты.

Диван, бар и новые технологии

ММКВЯ не раз обвиняли в том, что она не учитывает новые технологии и потребности современного общества. В нынешнем году ярмарка наносит мощный удар по этим обвинениям. На ВВЦ впервые будет реализован проект «Новая территория. Книга», ориентированный на молодежь и представляющий новые форматы чтения.

В рамках выставки состоится фестиваль мобильного видео Mobile.doc, мастер-класс по рисованию комиксов с Катей Метелицей. Альтернативный образовательный проект «Классика – это классно» представит Псой Короленко. Модный клубный шансонье, «акын и скоморох», а в недавнем прошлом и блестящий репетитор по литературе, Псой в течение часа будет читать своеобразную музыкальную лекцию о программных школьных произведениях: «Горе от ума», «Евгении Онегине», «Мертвых душах». «Моя программа рассчитана на абитуриентов, – рассказывает автор проекта. – С помощью музыкальных вибраций, ритмов и риторики абитуриент получит информацию об основных аспектах содержания этих произведений. Так что если ему достанется тема по творчеству Грибоедова, Пушкина, Гоголя и Лермонтова, он ее прекрасно раскроет. Хотя пятерки за грамотность не гарантирую». Цель проекта, отметил Псой, еще и в том, чтобы «продемонстрировать школьникам, что классика и молодежная культура, классика и масскульт состоят не в антагонистических отношениях: то, что вчера было попсой, может сегодня стать классикой (Венская опера, например), то, что сегодня было классикой, завтра способно превратиться в попсу («Мона Лиза»).

Молодежный центр раскинется на 50 кв. м, за барными стойками будут не только продаваться напитки, но и проводиться бесплатные консультации по обращению с новыми форматами. Их можно опробовать здесь же, подойдя к «стене проб», заполненной разным электронным контентом: книгами для мобильных и «наладонников», комиксами и музыкой. Ну а посетителям, утомившимся от всей этой технологической чехарды и проводящихся здесь же круглых столов, обещают мягкие диваны.