Издержки роста


Вчера правительство обсудило ход реализации программ в первом полугодии 2006 г. Минэкономразвития по-прежнему недовольно “неконкретностью и расплывчатостью” информации, которую ему предоставляют другие министерства, отмечается в материалах к заседанию правительства. Из 50 реализуемых в этом году программ их заказчикам удалось согласовать с Минэкономразвития целевые индикаторы только по 41 ФЦП, а достигнуты запланированные показатели лишь в 57% случаев. За шесть месяцев ФЦП были профинансированы на 130,3 млрд руб. – 35,8% от годового объема. Большинство ФЦП требуют софинансирования из региональных и местных бюджетов и из внебюджетных источников, но за первое полугодие на их реализацию перечислено всего 20,6% и 17,8% годового объема соответственно. В федеральных адресных инвестиционных программах (ФАИП) освоено 32,2% средств, запланированных на год, а из непрограммной части – только 25,8%.

С 2004 г. ведомства должны представлять в Минэкономразвития целевые показатели, которые будут достигнуты за каждый год реализации ФЦП. А отчитываясь о выполнении ФЦП за 2005 г., министр экономразвития Герман Греф предложил ежеквартально оценивать их реализацию и, если программа не дает результатов, закрывать ее.

Больше всех Минэкономразвития недовольно ФЦП, координирует которые Минрегионразвития. В январе – июне не финансировались многие подпрограммы ФЦП “Жилище” (нацпроект “Доступное жилье” – ее часть), программы по сглаживанию различий в экономическом развитии регионов и поддержке развития муниципальных образований, поскольку ведомство Владимира Яковлева не успевало вовремя вносить и согласовывать необходимые документы и объявлять конкурсы, а о достижении целевых индикаторов не сообщало или сообщало не полностью. В то же время 2006 год должен стать последним, когда еще существуют программы, не отвечающие всем требованиям, отмечается в материалах к заседанию.

В протокольном решении правительство поручит Минэкономразвития в начале IV квартала представить перечень особо отстающих ФЦП, рассказывает чиновник правительства, присутствовавший при обсуждении этого вопроса. Причины провала каждой из этих программ будут обсуждаться кабинетом министров и при необходимости будут приняты меры – от смены дирекции ФЦП и сокращения финансирования до полного закрытия, добавляет он.

Но строгий контроль за ходом реализации ФЦП не мешает правительству принимать программы, далекие от совершенства. Вчера же премьер Михаил Фрадков потребовал в экстренном порядке доработать программу развития нанотехнологий, хотя список ФЦП, финансируемых в 2007 г. из бюджета, уже закрыт, рассказывает чиновник. Греф возражал, указывая, что ФЦП еще сырая.

Программу развития нанотехнологий попросил разработать президент, так что чиновникам проще принять неготовую программу и доработать ее потом, чем отчитаться, что этого сделать не удалось, отмечает руководитель экспертного совета “Деловой России” Антон Данилов-Данильян. Это вредная, но неистребимая практика, хотя качество ФЦП за последние годы улучшилось, добавляет он. А замдиректора Межведомственного аналитического центра Юрий Симачев отмечает, что именно в этом году правительство начало переходить к активной промышленной политике. Задач много и ФЦП, подобных нанотехнологиям, может появиться огромное количество, продолжает он. “Чтобы не было соблазна наформировать много новых проектов, правительство должно быть строгим”, – рассуждает он. Но совсем без них тоже нельзя, и министерства не успевают делать в срок качественные продукты.