Кризис Бордо


На днях мы помогли одной организации оформить заказ на небольшую партию вин для вечеринки в Монако. Проблема была в заказе на шампанское Cristal от дома Louis Roederer: французские продавцы не хотели отпускать больше одного ящика. Шампанское это, если кто-то не знает, достаточно дорогое (во Франции – 145 евро за бутылку) и дико модное. На Лазурном Берегу и в московских ресторанах –

одно из самых востребованных. Белое еще есть, а розовое, которое в три раза дороже, уже не сыскать.

Лет шесть назад, когда мир переживал миллениум, один модный глянцевый журнал попросил меня составить прогноз того, что произойдет с вином в ближайшие десять лет. Пока сбылись не все мои предсказания. Например, создание вин мирового класса в Грузии и Молдавии отложено российским санитарным врачом, а Coca-Cola еще не выпустила фанту Каберне. Но главная тенденция, увы, была обозначена верно: хорошие вина стремительно дорожают.

В Бордо только что отметили третий за пять лет «Урожай века». Так был назван урожай 2000 года – котирующиеся вина Бордо били рекорды фьючерсного ценообразования, а хозяева первых шато смущенно оправдывались и обещали в будущем попридержать цены.

Однако 2001 год опять подарил Бордо хороший урожай: многие вина не уступали образцам 2000-го. Поводов для снижения цен не нашлось, спрос на Гран Крю продолжал расти.

2002-й испытал на себе удары стихии (ливни, град), но виноделы первой десятки опять справились. Вина были выпущены маленьким тиражом, однако оказались очень достойного качества. Цены остались высокими.

2003-й был экстремально жарким, и многие классические клареты (дорогие красные вина) приобрели актуальный южный, «новосветский» вкус. Из-за жары урожай сократился на 25–30% – чем не предпосылка для провозглашения 2003 года еще одним «Урожаем века»? На бордоской бирже опять была зафиксирована сейсмическая активность.

Наконец, после довольно спокойного, но совсем неплохого 2004-го, выдался почти идеальный по всем параметрам 2005 год. Виноделы говорили о нем словами, достойными описания земного рая. Отпускные цены великих бордоских шато на еще не готовые, не разлитые по бутылкам вина поднялись на 30–50% и, может быть, поднимутся еще выше. Дешевле, чем за полтысячи евро, бутылку такого вина теперь приобрести не надейтесь.

Эйфория космических цен мешает оценить масштабный кризис Бордо, да и всего мирового виноделия: одна бутылка самого дорогого бордоского вина 2005 года, приобретенная на фьючерсном рынке, стоит сегодня столько же, сколько 600 бутылок бордо рядового.

Гигантский объем заурядного вина не находит своего покупателя, передерживается на складах и в конце концов перегоняется на спирт. 900-литровую цистерну простого бордоского вина негоцианты отказываются брать дороже, чем за 750 евро. Не менее 10% виноградников в регионе подлежат вырубке. Во всем мире производится около 15% абсолютно лишнего вина.

Система ценностей нарушена, средний класс вин провис в воздухе, рискуя обрушиться вслед за основанием пирамиды.

Нет, будь я «Кока-колой», я бы подобрал все это хозяйство.