По следам Фрэнсиса Дрейка


Позади три четверти кругосветного витка, на корме вечеринка и барбекю. Квалифицированный матрос Рамон Крус живописно ест мясо на лапах запасного якоря. Если бы я встретил Рамона где-нибудь поздним вечером, перешел бы на другую сторону улицы.

На палубе много огней, двери надстройки закрыты: экипаж несет пиратскую вахту. Днем раньше старпом отвернул на пятнадцать градусов, когда неприметная рыбацкая лодка начала движение в нашу сторону. Старый румын подстраховался, потому что арабские воды кишат последователями сэра Фрэнсиса Дрейка. В проливе Баб-Эль-Мандеб, куда мы войдем на рассвете, каждый месяц случается пиратская атака на торговое судно.

Когда-то пираты ходили на больших боевых кораблях, сжигали города, правили островами и играли важную роль в соперничестве колониальных держав. Современные пираты тщедушны, как Джонни Депп, носят банданы, спортивные штаны, кроссовки и АК-47. Они бедны, молоды и живут, как правило, в рыбацких деревушках Индонезии, Йемена и Сомали. Им никогда не бывать при дворе английской королевы. В свободное от основных занятий время они охотятся за судовой кассой танкеров, сухогрузов и контейнеровозов. Нападают в проливах, где корабли вынужденно замедляют ход. Приближаются на обычных с виду рыбацких лодках и спускают с них скоростные абордажные катера, практически невидимые на радаре. Если скоростных катеров нет, растягивают длинную цепь или веревку на двух обычных моторках прямо по курсу судна. Пароход цепляет веревку форштевнем, лодки подтягивает к борту, наверх закидываются кошки и начинается абордаж.

В современном торговом флоте команды малочисленны, оружие им носить запрещено, а охраны нет. Пираты берут кассу (зарплата моряков и деньги на портовые сборы), иногда заложников ради выкупа и быстро уходят, чтобы на несколько месяцев вернуться к обычной жизни рыбаков, шоферов и колхозников третьего мира.

Мы смотрим учебный фильм в кают-компании. Матросы жуют чипсы, пассажиры холодеют от ужаса. «А что делать нам?» – cпрашиваю я у второго помощника, который проводит инструктаж. «Делайте рогатки – отвечает он. – Мы направим на них пожарные гидранты, попробуем ослепить прожекторами, а вы лупите из рогаток, не давайте подняться на борт… Болтов и гаек у нас навалом».

Третий помощник, с которым мы дружим, рассказывает, как видел пирата совсем близко. На якорной стоянке он обходил палубу с фонарем. Вдруг из какой-то ниши сверкнули белки глаз. Третий помощник застыл. Глаза черного человека сверкнули еще раз. Помощник поднял тревогу, но черный человек исчез, а утром недосчитались нескольких ведер дорогой краски.

Если страсть к путешествиям завела вас на торговое судно в мрачном и неспокойном проливе и пираты уже на борту, не будьте героем. Может быть, французы по тревоге и поднимут в воздух самолет с авиабазы в Джибути, но делают они это крайне редко. Будьте послушны, сидите тихо и положитесь на удачу. Тогда вы сможете провести следующее лето на Лазурном Берегу и стать там жертвой всего лишь пляжного карманника или жиголо.

Наш пароход выходит из Красного моря в Средиземное. Шенгенская ночь свежа и безопасна. Сверкают огнями нарядные, как рождественские елки, круизные лайнеры. В кинозалах крутят «Пиратов Карибского моря». В сомалийских деревнях этот фильм будут смотреть на пиратских копиях.