Проект “Б”: Он меня посчитал


Месяц назад, в разгар каникул, британская ассоциация предпринимателей CBI воззвала к правительству: средний уровень знаний по английскому языку и математике у выпускников вполне катастрофичен, сделайте что-нибудь! Фактически одновременно социологи Бирмингемского университета опубликовали исследование: оказывается, работодателей больше интересует не навык счета и письма, а умение общаться.

Эти два факта, вроде бы противоположные друг другу, объясняет школьная статистика. Как выясняется, удовлетворительно сдают математику на базовых экзаменах за среднюю школу (GCSE) чуть больше половины английских школьников (если быть точным – 54%). Хуже сдают только основы экономики, основы технологии и естественные науки. Чтобы ввести картину в рамки приличия, правительству пришлось раскромсать программу экзаменов следующей ступени (A-levels, которые сдаются по собственному выбору), выкинув из математики и физики целые разделы. Это решение возмутило как школьных, так и университетских преподавателей, которые нынче шутят: “Теперь есть три способа преподавать физику: физика с математикой, физика без математики и физика без физики”.

Ситуация усугубляется на университетской скамье, где коренные британцы нередко проигрывают приезжим. По моему опыту бизнес-школы Оксфорда, студенты из континентальной Европы (в особенности из Восточной, включая Россию), Китая и Индии в общей массе обходят англо-американских сокурсников, когда доходит до дела – посчитать или логически структурировать аргумент. И дело обычно не в мощи интеллекта, а в школьной базе.

Интерес нанимателей к “умению общаться”, таким образом, может быть интерпретирован вполне пугающим образом: их спрос на фундаментальные знания британской молодежи падает, поскольку чего и спрашивать, если не ждешь приличного ответа. Умение считать и структурировать они все чаще ищут в других местах – где предложение вполне есть. И глобальный рынок труда вполне адекватно на него реагирует.

По одному из августовских опросов, большинство местных студентов считали бы идеальным вариантом для себя работу на “Би-би-си”. В то же время студенты азиатского происхождения таким вариантом назвали IT-индустрию (в частности, IBM и Microsoft). Пройтись по любому этажу любого лондонского инвестиционного банка ныне – как составить энциклопедию иностранных акцентов в английском языке, а заглянуть в бэк-офис – как навестить Бомбей.

Конкурентные преимущества россиян в этой обстановке довольно очевидны: российское образование еще не успело растратить свой задел. Но важно понять, что ситуация на рынке труда меняется коренным образом: конкурировать теперь приходится не с теми, с кем мы привыкли, и не так, как привыкли.

По тому же опросу, проведенному стокгольмской Universum Communications, пробовать себя в бизнесе намереваются лишь 15% английских студентов – и 36% обучающихся в Британии студентов из Китая. Более того, 32% китайских студентов имеют точную цель – инвестиционные банки. И если 58% британцев считают приоритетом длинный отпуск и оплату за сверхурочные, китайцы и индусы про отпуск вспоминали редко, а про бонус по результатам работы – первым делом.

Похоже, уже в ближайшем будущем нашим MBA и PhD придется состязаться с коллегами не столько из Уортона и Лондона, сколько из Шанхая и Бангалора.