Без налоговой тайны


Изучив итоги работы СРП по 2005 г., межведомственная комиссия поняла, каких именно данных о работе нефтегазовых компаний не хватает чиновникам. Представляемые компаниями программы работ и сметы расходов не позволяют однозначно судить, какие товары нужны для реализации СРП, не ведется пообъектный учет имущества, говорится в докладе комиссии “Об итогах работы по подготовке и реализации СРП за 2005 г.”, имеющемся в распоряжении “Ведомостей”. Чтобы контролировать затраты операторов более эффективно, чиновники Минпромэнерго хотят получить доступ к данным, предоставленным компаниями налоговикам. Комиссия предложила чиновникам договориться об обмене информацией и подготовить поправки в Налоговый кодекс, отменяющие действие налоговой тайны для операторов СРП. Иначе “невозможно <...> проверить данные, предоставленные операторами проектов”, – написала комиссия.

Интерес Минпромэнерго к информации о налогах операторов СРП легко объясним. Ведь часть добытой нефти или газа (или ее стоимость) государство будет получать от СРП только тогда, когда инвесторы возместят понесенные затраты, отмечает партнер налогового отдела Ernst & Young Виктор Бородин. На прошлой неделе помощник президента Игорь Шувалов даже заявил, что государство может предложить участникам СРП сменить налоговый режим. Но замминистра экономического развития и торговли Кирилл Андросов на следующий день сказал, что действующие СРП расторгаться не будут.

Чиновники с подозрением относятся к затратам операторов СРП. В 2005 г. расходы по “Сахалину-1” превысили план на 24% и составили $2,27 млрд, по “Сахалину-2” – на 61% ($4,05 млрд), а по Харьягинскому месторождению – на 26% ($93,45 млн). С середины 1990-х гг. все три СРП принесли России лишь $686 млн, недовольна комиссия. Total пришлось даже доказывать обоснованность затрат в Стокгольмском арбитражном суде (процесс закончился в декабре 2005 г. мировым соглашением).

Сейчас налоговики не могут делиться информацией с Минпромэнерго: Налоговый кодекс (НК) относит полученные ими сведения (кроме, например, ИНН и информации о правонарушениях) к налоговой тайне. Она может быть выдана, к примеру, следственному органу, говорит партнер юркомпании “Пепеляев, Гольцблат и партнеры” Денис Щекин. А Минпромэнерго может получать информацию об уплаченных налогах лишь в изложении оператора, сетует замдиректора департамента Минпромэнерго Ольга Рыбак. Она надеется, что при участии Минфина будут подготовлены поправки в НК. Прямого соглашения ведомства заключать не будут – пока в НК не внесены изменения, это противозаконно.

Депутаты могут и не одобрить инициативу чиновников. Ограничивать режим налоговой тайны не нужно, поскольку у Минпромэнерго и так есть вся необходимая информация, считает глава налогового подкомитета Госдумы Наталья Бурыкина.

А компании готовы к открытости. Total предоставляет всю первичную документацию независимому аудитору, которого назначает комиссия по СРП, и ее подкомитету, куда входят представители Минпромэнерго, утверждает представитель компании. “Так что для нас ничего [от принятия поправки в НК] не изменится”, – говорит он. Чиновники считают, что операторы СРП не заинтересованы в максимизации прибыли и завышают расходы, сетует руководитель центра “СРП-Экспертиза” Михаил Субботин. Но иностранные компании, работающие в России по СРП, не идут на махинации с затратами, ведь их акционеры не заинтересованы в снижении прибыли, уверен он.