“Булава” не сдается


В пятницу Главный штаб ВМФ сообщил дополнительные сведения о неудачном испытательном пуске ракеты “Булава”, произведенном в четверг. По словам представителя штаба, ракета успешно стартовала, но после примерно минутного полета сошла с траектории еще в плотных слоях атмосферы и упала в воду. На состоявшемся в пятницу заседании военно-промышленной комиссии правительства ее председатель Сергей Иванов заявил, что “по ряду направлений реализации программы необходимо провести тщательный анализ и оперативно принять меры, обеспечивающие гарантированное создание группировки подводных кораблей в директивные сроки”. Лодки проекта 955 станут после 2018 г. “основным боевым ядром ядерных сил России”, настаивает Иванов.

Эксперты не сомневаются, что дорогостоящая программа “Булавы” будет продолжена, хотя и не уверены в том, что заявленные официальные сроки удастся выдержать. По словам эксперта в области военно-морских вооружений Михаила Барабанова, аварийный пуск “Булавы” скорее всего действительно не скажется на сроках выполнения всей программы, потому что реальная сдача первой лодки проекта 955 “Юрий Долгорукий” задержится. Эта лодка была заложена на Севмашпредприятии еще в 1996 г. Уже в ходе постройки она была перепроектирована под другие ракеты – сначала ее планировалось вооружить более тяжелой ракетой Р-39 УТТХ “Барк” разработки миасского КБ им. Макеева. Но после трех неудачных пусков “Барка” в 1997 г. эта программа была закрыта, а директору МИТа Юрию Соломонову удалось убедить военных вооружить “Долгорукого” ракетой “Булава” своей разработки. В конце 90-х, когда руководство России приняло решение о разработке “Булавы”, у него не было альтернативы. Условиями международных договоров СНВ запрещалась разработка неуязвимых для ПРО противника новых ракет сухопутного базирования с несколькими боеголовками, говорит источник в Минобороны, а старые ракеты производились в основном на Украине. Поэтому была сделана ставка на “Булаву”.

“Булава” и лодки проекта 955, отмечает Барабанов, являются самой дорогостоящей военной программой постсоветской эпохи – только до 2004 г. она обошлась в 16,5 млрд руб., а общая сумма затрат уже составляет скорее всего несколько десятков миллиардов рублей. Для сравнения: по словам источника, близкого к военно-промышленной комиссии, системообразующая для российского ВПК программа разработки истребителя Су-30 МКИ для Индии обошлась лишь в $300 млн.

Хотя бы по причинам больших затрат военные не откажутся от “Булавы”, полагает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. Чиновников больше волнует состояние предприятий промышленности, которым предстоит производить “Булаву”, чем конструкторские риски, связанные с разработкой новой ракеты, говорит источник в Минобороны.