ГРОМКИЕ ИМЕНА: Скользкая земля Москвы


– Сколько сейчас на территории города насчитывается частных землевладений, принадлежащих физическим лицам?

– Сейчас в Москве 24 человека являются владельцами земельных участков под частными домами. Однако в настоящее время процесс приватизации земли набирает обороты. На сегодняшний день от частных домовладельцев мы имеем еще 136 обращений, можно ожидать, что более 70% из них будут удовлетворены. По остальным не может быть принято положительное решение. Причина в том, что на одних участках не оформлены права на застройку, на других присутствуют элементы самостроя или же сами строения находятся в “красных линиях” и т. д. Хочу особо подчеркнуть: мы готовы оформлять участки в собственность всем желающим, если, конечно, нет обременений на землю. Всего в городе около 6500 частных домов.

– По данным вашего департамента, в настоящее время в Москве 385 участков оформлено в собственность как юридических, так и физических лиц. Почему так мало? Арендаторы и пользователи земельных участков не спешат обзавестись собственностью?

– Причины разные. Отчасти дело в самих арендаторах и пользователях. Кроме того, признаюсь, механизм оформления земли в собственность на самом деле непростой. Пока он еще на федеральном уровне с учетом предложений города до конца законодательно не отрегулирован. Мы сейчас как раз ждем изменений по той схеме кадастровой стоимости земли, которую мы согласовали, и надеемся, что обращений станет больше.

– Недавно принят закон о “дачной амнистии”, коснется ли он московских земель?

– Закон будет действовать на всей территории РФ без исключения. В Москве дач немного, и в тех случаях, когда они построены были без отступления от действующих нормативов, мы не просто идем навстречу, мы еще и помогаем заявителю собрать документы в режиме одного окна. Из 24 собственников, о которых я уже говорил, у семи документы были не в полном порядке, были даже самовольные строения. Но люди подошли к решению вопроса достаточно трезво, разумно, они согласились с тем, что надо привести участок в соответствие с разрешенным использованием. Сегодня они полноценные собственники и владельцы земли.

– Получается, что из 24 человек, ставших собственниками земли, в основном это были владельцы дач?

– Владельцы частных домов. Эти дома можно называть и дачами, потому что у кого-то из владельцев уже появилось второе жилье. Кстати, что касается того же Южного Бутова, с 1988–1990 гг. люди в поселке в основном были обеспечены жильем, но, воспользовавшись неразберихой и получив квартиры под переселение, кто-то умудрился каким-то образом остаться зарегистрированным в этих домах.

– На сегодняшний день в границах Москвы расположено 36 деревень. Какая судьба их ждет?

– То, что в правительстве Москвы уделяют внимание территориям деревень (принято постановление правительства Москвы № 150 “О комплексном развитии территорий упраздненных и существующих деревень, поселков и коллективных садов в границах г. Москвы”), говорит не о какой-то моде, а о жизненной необходимости. 108 000 га городской земли никоим образом не прирастают. В первую очередь город будем заниматься теми поселками, деревнями, где уже по генеральному плану готовы проекты планировок и где практически решены все вопросы, связанные с проектированием, финансированием и строительством. Город сконцентрировался на нескольких направлениях – это Молжаниново, поселок Внуково, Куркино и ряд других населенных пунктов. Разработана серьезная программа их развития до 2010 г. Допускаю, что за это время что-то может измениться, но корректировки обязательно будут вноситься законодательным образом.

– О какой компенсации для жителей деревень может идти речь? К примеру, в Южном Бутове город предлагал слишком низкую цену за землю, хотя ее рыночная стоимость в несколько раз выше.

– При определении размера компенсации отправной точкой является кадастровая стоимость земли. В Москве в полном объеме проведена кадастровая оценка и есть уже реперные точки, позволяющие нам с минимальной погрешностью принимать решения. В Южном Бутове кадастровая стоимости земли – 1100 руб. за 1 кв. м. Но кадастровая стоимость не есть цена, это точка отсчета, которая используется при определении цены. Поэтому разговоры о том, что 1 сотка земли в Бутове стоит $30 000–40 000, не соответствуют действительности. Максимальная цена, определяемая с помощью кадастровой стоимости, в Южном Бутове достигает $8500 за сотку. Но продавать там землю никто не собирается. В Южном Бутове будет строиться социальное жилье. Все жилые дома, школы, больницы там будут строиться за бюджетные деньги.

– Жители столичных деревень могут оформить свою землю в собственность?

– В тех местах, где это не противоречит генеральному плану Москвы, где участки не попадают в “красные линии” или в зону застройки. Из 6500 частных строений в 60–70% случаев эти решения могут быть положительными.

– Возможен ли механизм компенсации переселяемым землепользователям земельным участком?

– В конце июня во время встречи, которая проходила в Общественной палате, такой вариант тоже проговаривался и не исключался. Главное – дать возможность построить то, что намечено генеральным планом.

– Каков механизм резервирования и под какие нужды идет резервирование земель городом?

– После принятия решений о резервировании земель на уровне правительства городская комиссия по землепользованию и застройке выполняет техническую работу, обеспечивая само это решение, и подготавливает соответствующие акты резервирования. Мы зарезервировали земли под всю существующую и проектируемую улично-дорожную сеть, под объекты социально-культурного и бытового назначения, полностью зарезервирован природный комплекс. Это означает, что на эти земли не может быть никаких поползновений с целью освоения их под иные цели. И, конечно же, мы отслеживаем разрешенное использование выделенных в аренду земельных участков.

– Большинство производственных и коммерческих построек находится на землях, арендованных у города на 49 лет. Какие права и обязанности у арендаторов?

– Обязанности и права арендаторов строго обозначены в договоре аренды, который заключается с Департаментом земельных ресурсов. Арендатор обязан использовать участок в соответствии с целевым назначением, соблюдать сроки строительства, своевременно платить арендные платежи, допускать на участок представителей органов государственного контроля – земельную инспекцию, госсанэпидемнадзор, пожарных. При наличии ограничений, обременений, например наземных или подземных коммуникаций, строго соблюдать режим использования земельного участка, не допускать действий, ведущих к ухудшению экологической обстановки, не нарушать права смежных землепользователей и т. д. Любое из этих нарушений может повлечь расторжение договора аренды. Согласно действующему законодательству односторонне можно расторгнуть договор только через суд. Во внесудебном порядке – при взаимном согласии сторон.

Арендаторы наделены немалыми правами по использованию земельного участка. В частности, с согласия департамента арендатор имеет право совершать сделки с правами аренды: продать, переуступить, передать в залог, может сдать участок в субаренду. Кроме того, он имеет преимущественные права при заключении договора аренды на следующий срок – конечно, при отсутствии каких-либо градостроительных обременений.

– Москва разбита на 1596 кадастровых кварталов. Как новая технология оценки городской земли, разработанная вашим департаментом, скажется на арендных платежах?

– С 1 июля в соответствии с постановлением правительства Москвы от 25.04.2006 № 273-ПП по вновь заключаемым договорам аренды в городе начнет действовать новый порядок расчета арендных платежей на землю. Арендная плата, как и налог, будет рассчитываться в процентах от кадастровой стоимости конкретного участка. Для большинства арендаторов теперь арендная плата будет равна земельному налогу.

Общая тенденция следующая: по сравнению с действующей в настоящее время системой арендная плата растет в центре города меньше, чем на периферии. Поэтому для отдельных землепользователей, например промышленных предприятий внутри Третьего транспортного кольца, размер арендных платежей изменится незначительно. Так, размер арендной платы в соответствии с предлагаемым порядком за 1 кв. м в кадастровом квартале 77-01-01007 (в нем, например, расположен ЦУМ) для объекта торговли составит 885 руб. за 1 кв. м. Раньше было 691,4 руб. за 1 кв. м. В кадастровом квартале 77-05-11008 (это внутренняя сторона МКАД на пересечении с Каширским шоссе) придется платить 97,1 руб. за 1 кв. м, а до принятия постановления было 51,32 руб. за 1 кв. м. В промзоне около ст. м. “Нагатинская” для промышленных объектов соотношение размеров арендной платы при новом порядке исчисления и при действующем ранее составит 91,5 руб. за 1 кв. м и 84,8 руб. за 1 кв. м соответственно. В среднем арендная плата в центре города увеличится в 1,2 раза, в окраинных районах – в 1,5–1,7 раза.

Переход к новой системе исчисления арендных платежей будет постепенным, т. е. этот порядок начнет действовать со вновь заключаемых договоров аренды и с переоформления старых, срок действия которых истекает.

– Сколько придется платить членам ТСЖ, оформившим землю в аренду?

– Вопрос об арендных платежах для ТСЖ за земельные участки, занятые жилыми домами, утратил актуальность. В соответствии с законодательством собственникам помещений в многоквартирных домах земельные участки передаются в общую долевую собственность, что предполагает уплату земельного налога. Так, для ТСЖ в Черемушках в 80-квартирном четырехподъездном доме при условии, что дому будет принадлежать участок размером примерно 60 х 30 м, земельный налог составит около 350 руб. в год на квартиру. В районе ул. Нагорной земельный налог будет примерно 200 руб. на квартиру в год, в районе ст. м. “Автозаводская” – 195 руб. в год.

– Если участок оформлен в собственность ТСЖ, может ли он использоваться под нужды товарищества?

– Возводить новые строения нельзя, и функционировать этот участок может только в соответствии с разрешенным использованием под определенные цели, а именно под эксплуатацию, под детские площадки и парковки.

– А как определяется граница участка при оформлении его в общую долевую собственность ТСЖ?

– Определение границ – это самый сложный вопрос. Я уже говорил, что Москва имеет свою специфику. Если в западноевропейских

странах институт частной собственности складывался на протяжении столетий, соответственно развивалась архитектура, строились малоэтажные дома с замкнутыми дворами, то Москва застраивалась по генпланам, принятым после революции. И у нас была другая идеология и в строительстве, и в проектировании, и в архитектуре. Поэтому люди привыкли к тому, что дворы были всегда общими, они никогда не перегораживались. Мы на сегодняшний день испытываем серьезнейшие трудности даже при условии, что в ТСЖ все члены товарищества согласны с приватизацией занимаемых участков, но согласовать этот вопрос по прилегающим территориям зачастую не представляется возможным. Такие жалобы департамент получает ежемесячно.

Если кварталы застраиваются по новым проектам, то при определении границ участка мы руководствуемся существующими СНиПами и нормами. Если же межевание осуществляется в районах со сложившейся застройкой, то здесь приходится учитывать публичный интерес и согласовывать все вопросы со смежными землепользователями.

Формирование границ земельных участков с расположенными на них объектами недвижимости делается на основе акта разрешенного использования или заключения Москомархитектуры. Учитываются градостроительные нормативы, действовавшие в период застройки территории, межевания. После того как наш департамент утверждает проекты межевания территорий, они являются основанием для формирования границ участка. В настоящее время в столице размежевано около 25% жилых территорий. Наибольшее количество объектов межевания выполнено в ЦАО, где выше плотность застройки. До конца 2007 г. процесс межевания будет завершен полностью на всей территории Москвы.

– Сколько нужно платить за межевание?

– Межевание жилых кварталов производится за счет городского бюджета, а для всех остальных эта услуга платная. Суммы платежей определяются объемом геодезических и иных работ.

– В каких пропорциях делится участок между двумя домами при оформлении в собственность?

– Пропорционально количеству квартир. Если двор общий, то границы устанавливается по внешнему периметру, а внутренняя часть находится в общем долевом пользовании.

– А если одни владельцы захотят оградить свой участок, а другие нет?

– Без согласия смежных землепользователей этого делать нельзя, и мы этого не допустим.

– А если сделают?

– В этом случае начинает работать государственная земельная инспекция, начинает работать закон. Департамент будет обращаться в суд, для того чтобы защитить смежных землепользователей от произвола тех соседей, которые злоупотребляют своими правами.

– Дело доходило до суда?

– До суда дело не доходило, как правило, все противоправные действия отслеживались и пресекались государственной земельной инспекцией на этапе попыток самовольного возведения каких-то ограждений. Но попытки такие были. Приведу пример. Рядом со зданием нашего департамента находится жилой дом, и буквально пять лет назад его жители попытались самовольно установить ограждение и отрезать проход с ул. Новокузнецкой на ул. Бахрушина. Но ничего из этого не вышло. Мы вынуждены были вмешаться. Сегодня у ТСЖ есть отведенная территория, согласованная, оформленная, имеется ограждение, которое никому не мешает.

– Может ли ТСЖ прирезать себе больше земли, чем положено для эксплуатации?

– Понятия “прирезать” нет, есть в земельном законодательстве понятие “самозахват”. Все зависит от того, какие у города планы на данную территорию. Если участок, на который претендует ТСЖ, не может использоваться как самостоятельный конкурсный, в том случае, когда он не может быть застроен, а у ТСЖ есть желание каким-то образом его благоустроить, мы его можем оформить за ТСЖ. Но, подчеркну, без права возведения капитальных строений.

– Какая процедура приема документов от членов ТСЖ при оформлении участка в собственность? Какие результаты прогнозируются по количеству оформленных участков в долевую собственность ТСЖ до конца года?

– По Жилищному кодексу предусмотрено, что для оформления земельного участка в собственность ТСЖ в наш департамент подается заявление от всех без исключения жильцов дома. Все они письменно должны выразить согласие. Но на практике получается так, что в многоквартирном доме по разным причинам не живет несколько человек. Формально надо получить и их согласие, потому что, если мы принимаем решение без учета обращений этих граждан, у них будет полное основание для обращения в суд и для обжалования этого решения. Суд признает такие сделки ничтожными. По ТСЖ мы рассчитываем, что до конца года выйдем на 250–300 земельных участков, оформленных в собственность.

– А что это даст ТСЖ?

– Это уже вопрос к членам товариществ. Хочется им получить землю в собственность. Кто-то до конца не понимает, что использование этих земель будет законодательно регулироваться. В обязательном порядке будут установлены сервитуты на использование земли, без этого нельзя. Под землей находится паутина подземных коммуникаций, если потребуется, то перекладки коммуникаций для обеспечения жизнедеятельности города не избежать ни на территориях, оформленных в собственность, ни там, где останется аренда. Сейчас в городе реализуется программа по строительству энергетических питающих центров, предполагается прокладка десятков километров инженерных коммуникаций, соответственно, это будет затрагивать все территории независимо от формы собственности на землю.

– Московское правительство долго противилось оформлению столичных земель в собственность. Но потом ситуация резко изменилась. Чем это вызвано?

– Было бы неправильно говорить, что Москва противилась этой программе.

Скорее всего Москва была за полную ясность в данном вопросе как по ценовым показателям, так и по границам земельных участков. Ведь в Москве много разной собственности, в том числе и федеральной, и городской. Границы между этой собственностью, между этими земельными участками не устанавливались. И если бы мы бездумно в свое время провели приватизацию земель, не выполнив работы по проектам межевания и по установлению границ, мы бы могли ввергнуть горожан, фирмы, предприятия в серьезные и затяжные междоусобные конфликты.

Нам было важно понять, где чья земля. Федеральный закон от 17.04.2006 № 53-ФЗ, который вступил в силу с 1 июля, четко разграничивает государственную собственность на земли федеральные, региональные и муниципальные. Идеология закона проста: если земельные участки заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации, то земля под ними федеральная. А если дом принадлежит субъекту, то и участок под ним, соответственно, является региональной собственностью. Когда же государственная собственность не разграничена, распоряжаться земельными участками в Москве должны органы исполнительной власти столицы.

Мы считаем, что этот закон снимает многие вопросы, которые накопились за последние годы между Москвой и федеральным центром в плане разграничения земли. Таким образом, на федеральном уровне нашли отражение предложения правительства Москвы о сохранении единой, целостной системы управления земельными ресурсами на территории нашего города. В то же время стоит отметить, что независимо от того, находятся земли в собственности РФ или субъекта, они используются в соответствии с установленным городом правовым режимом, градостроительными регламентами и разрешенным использованием.

Сегодня по 25% территорий города мы имеем полную ясность, выполнены работы по межеванию, и там ничего не препятствует приватизации земель. В течение 2006–2007 гг. мы планируем всю работу по межеванию выполнить в полном объеме, а потом уже начнется тщательная работа с отдельными заявителями по установлению границ между смежными землепользователями для последующего оформления земельного участка в собственность.

– Мэр Москвы Юрий Лужков выступает против передачи городского земельного кадастра на федеральный уровень. Что ждет столицу, если эта передача все же состоится?

– Правительство Москвы приступило к формированию системы кадастрового учета земельных участков с середины 90-х гг. – задолго до того, как этот вопрос нашел свое правовое регулирование на федеральном уровне. Венцом нашей работы стало создание в начале 2001 г. автоматизированной системы государственного земельного кадастра, который сейчас является наиважнейшим информационным ресурсом правительства Москвы. Делали мы это за счет средств столичного бюджета. На сегодняшний день у нас накоплен огромный опыт по ведению, актуализации и поддержанию в рабочем состоянии земельного кадастра. Это основа основ.

В апреле 2004 г. постановлением правительства Российской Федерации № 202 функции по ведению государственного земельного кадастра были переданы на федеральный уровень. В частности, в Москве – территориальному управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.

Это потребовало дополнительного разграничения полномочий между федеральными и городскими органами исполнительной власти. 9 июня 2006 г. Департамент земельных ресурсов и территориальное управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) подписали двустороннее соглашение “О взаимодействии при ведении государственного земельного кадастра” в г. Москве. Согласно подписанному документу департамент передал Роснедвижимости информационную базу государственного земельного кадастра г. Москвы. Теперь Роснедвижимость будет полностью заниматься ведением земельного кадастра, в том числе ставить участки на кадастровый учет по материалам, предоставляемым департаментом, а также утверждать изменения в кадастровое деление территорий г. Москвы.

В свою очередь, за департаментом сохранились функции по формированию земельных участков в городских границах, их межеванию и территориальному землеустройству. На основании обращений граждан и решений органов власти столицы департамент готовит необходимые документы для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет и их передачи в Роснедвижимость, формирует кадастровую стоимость земли в границах зон и кадастровых кварталов.

Передача функций по ведению земельного кадастра на федеральный уровень будет осуществляться поэтапно, и этот процесс не скажется негативно на качестве и сроках постановки земельных участков на кадастровый учет.

– По каким ставкам предприятия сейчас могут выкупить землю под своей недвижимостью? Действительны ли эти ставки в отношении торговой или офисной недвижимости?

– Согласно действующему законодательству сейчас в г. Москве цена выкупа земельных участков установлена в размере 30 ставок земельного налога. Естественно, что для торговой или офисной недвижимости она будет различаться, так как для этих видов использования участка установлены разные показатели кадастровой стоимости. Однако хочу напомнить, что правительство России разработало законопроект, предусматривающий выкуп земельного участка под промышленными предприятиями в Москве за 20% от кадастровой стоимости, а в случае перепрофилирования собственник доплатит до 100%.

– Установлены сроки, в течение которых предприятия должны определиться, становиться ли им собственниками занимаемых участков или остаться арендаторами?

– Попытки установить какие-то сроки были, но потом и на федеральном уровне, и на уровне субъектов Федерации все пришли к выводу, что это неправильно. Мы, кстати, в отношении установления сроков впереди планеты всей. Когда, например, надо было поменять деньги, то было неважно, что мы доведем многих людей до инфаркта, установив нереальные сроки обмена.

Процесс должен идти безболезненно по мере волеизъявления граждан, по мере подготовки документов. В противном

случае мы просто плюнем в вечность и получим вслед массу нареканий, нас будут вспоминать недобрым словом, как вспоминали первых отцов приватизации.

– Застройщики сетуют, что из-за ошибок в конкурсной документации, в подготовке которой участвует и ваш департамент, многие инвестиционно-строительные проекты оказались в подвешенном состоянии. Что вы можете сказать по этому поводу?

– В Москве по распоряжению мэра создана городская комиссия по землепользованию и застройке, которую возглавляет сам Юрий Лужков. Два раза в месяц на ее заседаниях рассматриваются заявления тех землепользователей, которые в свое время участвовали в конкурсах и аукционах, которые заключали с городом инвестиционные контракты и по тем или иным причинам не могут их реализовать. Практика показывает, что зачастую не все обстоит так, как представлено застройщиком.

Как правило, инвестиционные контракты не выполняются по ряду причин. Выиграв на конкурсе участок определенной площади и приступив к проектированию, инвесторы обращаются в органы Москомархитектуры и изменяют так называемые ТЭПы застройки. Здесь мы занимаем однозначную позицию: если компания выиграла конкурс или аукцион под строительство 5000 кв. м жилья, то пусть не приходит к нам с другим проектом, где уже фигурирует 7000 кв. м, – ничего не получится. Комиссия не имеет права идти им навстречу прежде всего потому, что этот конкурс может быть объявлен недействительным и результаты его будут аннулированы. В конкурсе участвовал еще ряд компаний, получается, что если мы изменим условия после проведения тендера, то поставим их в неравные условия.

Признаю, что в подобных случаях возможны элементы злоупотребления со стороны и чиновников, и заявителей. Мы рассматриваем каждый конкретный случай и принимаем меры.

– Все же хотелось бы уточнить, есть ли шанс у застройщика, например, получить отвод дополнительного участка, если он требуется для завершения проекта?

– Мы запрашиваем мнение тендерного комитета. Если земельный участок, на который претендует застройщик, не может быть использован как самостоятельный под новое строительство, если по нему не может быть проведен конкурс или аукцион, то в данном случае последнее слово за Москомархитектурой. Кстати, председатель Москомархитектуры Александр Кузьмин – тоже член городской комиссии по землепользованию и застройке, он присутствует на каждом заседании и докладывает свою точку зрения по каждому конкретному случаю. Наша комиссия дает Москомархитектуре 14 дней для подготовки соответствующего заключения. Если оба ведомства дают заключения, что у них нет видов на данную территорию, подчеркиваю, чтобы завершить строительство или, к примеру, обеспечить жителей дополнительными парковочными местами, комиссия, как правило, принимает положительное решение. Такие примеры есть.

– Одна из проблем, с которыми сталкиваются арендаторы земельных участков, – большие сроки по их оформлению. Как следствие, многие компании, не успевшие оформить в аренду свою территорию, после проверок земельной инспекции вынуждены платить штрафы. Что вы скажете по этому поводу?

– Все зависит от расторопности заявителя. Сроки оформления регулируются постановлением правительства Москвы и оформляются сейчас в режиме одного окна. Если арендаторы земельных участков сдают документы в полном объеме, по ним нет замечаний, то в режиме одного окна такие обращения обслуживаются в течение 30 дней. Если появляются дополнительные вопросы, если в деле отсутствуют необходимые документы, то все зависит от землепользователя. Земельная инспекция исполняет федеральные законы на территории г. Москвы, и тех землепользователей, которые их нарушают, штрафует. Теперь у нас инспекция объединенная. Она будет проверять и имущественные, и земельные права. Я думаю, что принципиальности у нее не убавится. А то, что на нее жалуются, – это нормально, значит, инспекция работает.

– 20 июня на заседании правительства Москвы рассматривался проект закона “О землепользовании и застройке в г. Москве”, над поправками к которому работал ваш департамент. С чем связана необходимость принятия новой редакции, учитывая, что ФЗ № 27 был принят сравнительно недавно – в 2003 г.?

– Внося поправки, мы в первую очередь руководствовались теми достаточно серьезными изменениями, которые происходили на федеральном уровне. Мы не собирались подменять ФЗ № 27, но Москва имеет свою специфику и регулирование вопросов землепользования и застройки в Москве отличается даже от ближайших городов в Подмосковье, поэтому появилась острая необходимость закрепить это законодательно. Новая редакция закона помогает в полном объеме применять федеральный закон на территории Москвы. Это поможет снять ряд вопросов, которые возникают в повседневной работе. Самое важное, что с принятием предложенных поправок московский закон не будет противоречить федеральному.

– Раньше были расхождения?

– Это были не расхождения, просто городское земельное законодательство формировалось на протяжении последних 15 лет, и за это время было принято большое количество городских нормативных актов, которые уже в какой-то части стали противоречить друг другу. К тому же появились новые тенденции, в частности связанные с оформлением частной собственности на землю и защитой интересов всех землепользователей.

– Когда закон будет принят?

– Я думаю, осенью, крайний срок – октябрь.

– Как вы считаете, выиграет ли город от того, что на его территории появятся частные землевладения?

– Не проиграет точно. Ни городской бюджет, ни москвичи. Бюджет не пострадает, потому что помимо доходов от приватизации мы получим хозяев земли. А чем больше собственников, тем шире база налогового администрирования. А москвичи, приватизировав землю, получат дополнительные гарантии того, что никто без их согласия не отберет бесплатно их собственность, не снесет здания, расположенные на участке.