НА АСФАЛЬТЕ: Осторожно: стройка!


Особенно актуальной проблема стала в последнее десятилетие, когда объемы нового строительства заметно выросли и ввод только жилых площадей достиг почти 5 млн кв. м в год. В настоящее время строительные площадки в столице находятся не только в считанных метрах от жилых домов, но и над тоннелями метро. Под застройку идут участки со сложной геологией, проблемными почвами. Работая в сложных условиях плотно застроенного города, насколько строители заботятся о москвичах и о своей безопасности – вопрос, который чем дальше, тем больше беспокоит горожан.

Москвичи не забыли трагедию “Трансвааль-парка”, построенного в сложных геологических условиях. На строительство объекта был собран полный пакет согласований. Но многочисленные бумаги, выданные уполномоченными структурами, не спасли людей от гибели, они только стали надежной броней для застройщика.

Пока гром не грянет...

Еще до начала стройки жители района Сокольники были против начала работ по возведению компанией “ДОН-Строй” многоэтажного жилого комплекса “Дом в Сокольниках”, под который была отдана площадка, ранее занимаемая продовольственным рынком. Людей беспокоил не факт исчезновения демократичного торгового объекта, а то, что строительство огромного дома будет вестись в зоне прохождения тоннеля метро.

Линия “Парк культуры” – “Сокольники” – старейшая в городе. Что же касается самой ст. м. “Сокольники”, то возведение подходных тоннелей (неглубокого залегания) здесь началось летом 1933 г., а открылась станция в мае 1935 г., когда о современных методах укрепления грунта не было и речи. Вибрация грунтов под ковшами мощной техники грозит старой конструкции серьезными, если не трагическими последствиями, считают горожане. Но застройщик имеет на этот счет свою точку зрения, и работы на объекте продолжаются.

В официальном ответе “ДОН-Строя” говорится, что “строительство жилого комплекса “Дом в Сокольниках” ведется в тесном взаимодействии с управлением Московского метрополитена и на основе выполнения всех технических требований, предъявляемых к возведению сооружений вблизи от линий метро”. Правда, Дмитрий Гаев, начальник Московского метрополитена, не нашел времени подтвердить или опровергнуть эту информацию.

По заверениям “ДОН-Строя”, расчет здания выполнен НИИЖБ (Научно-исследовательским институтом железобетона), постоянно ведется мониторинг. Также для объекта в Сокольниках ученые Института им. Н. М. Герсеванова разработали специальный проект защиты котлована – “стену в грунте”, которая обеспечивает надежность и безопасность функционирования близлежащей линии метрополитена. “Сложная конструкция – опорная стена по всему периметру котлована, усиленная специальными анкерами, залитыми бетоном, – удерживает нагрузку строящегося здания, гарантирует устойчивость фундамента и нейтрализует вибрацию метро”, – говорится в письме.

Застройщик также заключил договор с Научно-исследовательским институтом транспортного строительства, филиалом ЦНИИС “Научно-исследовательский центр “Тоннели и метрополитены”, на проведение постоянного мониторинга воздействия строящегося здания на линию метрополитена. В техническим отчете указывается, что согласно мониторингу за период декабрь 2005 г. – март 2006 г. состояние конструкций тоннелей “удовлетворительное, никаких подвижек и осадок не обнаружено”.

Застройщик парирует появившиеся слухи про опасность стройки. Хотя Андрей Глумов, руководитель управления единого заказчика компании “ДОН-Строй”, признает, что ранее согласованным проектом было предусмотрено строительство комплекса зданий, состоящего из двух подземных уровней, но в 2005 г. была произведена корректировка проекта, в результате которой произошло увеличение количества подземных уровней с двух до четырех. Вместо намеченных ранее четырех секций возводится пять, этажность дома увеличилась с 22 до 37 этажей. Можно предположить, что со временем нагрузка на тоннель только вырастет, а впереди – тонны груза, которые привезут жители дома, начиная ремонт в своих квартирах. Результаты мониторинга отражают текущее состояние стройки, но не прогнозируют будущее.

Другой проблемный объект, представляющий угрозу ст. м. “Киевская”, обрел широкую известность с подачи Управления по Москве и Московской области ФСБ РФ. Это многофункциональный комплекс “Европейский”, возводимый компанией “Киевская площадь” по адресу: Киевская площадь, вл. 1 (несколько публикаций по данной теме вышло в газете “Комсомольская правда”). Проектом предусмотрено строительство 7-этажного здания (180 000 кв. м), из которых два этажа – подземные. В подземном пространстве разместятся автостоянки, торговые, складские и технические помещения. В наземной части расположатся магазины, многозальный кинотеатр сети “Формула кино”, фитнес-клуб с бассейном, развлекательный центр, рестораны и предприятия сферы услуг. У компании “Киевская площадь”, как и у “ДОН-Строя”, на бумаге все нормально.

В пресс-релизе для СМИ говорится, что все этапы строительства делового и коммерческого центра осуществляются исключительно на основании разрешительной документации на строительство градостроительного объекта в г. Москве, выданной Комитетом по архитектуре и градостроительству г. Москвы, Инспекцией государственного архитектурно-строительного надзора г. Москвы, а также на основании ордера Объединения административно-технических инспекций г. Москвы. Дополнительно функции технического надзора за сохранностью сооружений и оборудования метрополитена, как и в первом названном примере, осуществляет НИИ “Тоннели и метрополитены” и ГУП “Московский метрополитен”. Заключения этих авторитетных организаций пока не содержат никакой негативной информации.

Негатив появляется уже тогда, когда неприятность случилась и ее невозможно скрыть. Например, когда в марте текущего года при установке рекламного щита свая пробила свод тоннеля метро на перегоне между ст. м. “Сокол” – “Войковская” и повредила вагоны метропоезда. К счастью, никто из пассажиров не пострадал, как и при подобном происшествии, случившемся четыре года назад на перегоне между ст. м. “Третьяковская” – “Марксистская”. Тогда строители бурили скважину у дома по Климентовскому переулку, вл. 4, и бурильное сверло вышло в тоннель метро.

Другие примеры, связанные с оплошностями строителей, стали достоянием общественности с подачи самого Департамента градостроительства Москвы, где в июне проходило еженедельное совещание по вопросам культуры строительного производства, чрезвычайных ситуаций, охраны труда и техники безопасности на строительных объектах города. На разбор полетов попали две подрядные организации – филиал № 10 “Зеленоградский” акционерного общества “МОЭК” и “Горсвязьстрой”. Первая повредила электрокабель в 8-м микрорайоне Зеленограда, а вторая – на Волжском бульваре. К счастью, тоже все обошлось без человеческих жертв.

Хотя счастливая звезда светит не над всеми объектами. Только в июне 2006 г. на стройках погибло или получило травмы несколько рабочих. Один упал с высоты на строительную арматуру строящегося корпуса № 830 в Зеленограде. Трое других рабочих стали жертвой частичного обрушения строительных лесов в Переведеновском переулке. На объекте строящегося здания комплекса “Москва-Сити” по адресу: 2-й Красногвардейский проезд, участок 19, разнорабочий упал с 3-го этажа строящегося здания. Адрес второй трагедии, где разбился рабочий, – жилой дом на Мичуринском проспекте, вл. 6, корп. В. Причина – нарушение правил техники безопасности при работе на высоте и слабый контроль за производством работ со стороны инженерно-технического персонала.

В поисках крайнего

Желающих прокомментировать ситуацию в среде застройщиков нашлось немного. В приватной беседе они жаловались на то, что нельзя пилить сук, на котором сидишь. Ведь сказанное может повредить бизнесу. Главное – что каждая строительная площадка получена под застройку на законных основаниях. Ведение работ санкционировано правительством Москвы и сотней уполномоченных структур,

к примеру согласовавших строительство огромного небоскреба над старой веткой метро “Сокольники”, а также многих других объектов, строительство которых смело можно отнести к числу опасных по той или иной причине.

“Проблемы возникают в процессе любой стройки, и мы бы слукавили, если бы стали полностью отрицать их наличие”, – признается Михаил Михайлов, первый заместитель генерального директора инвестиционно-строительной компании “М.О.Р.Е.-Плаза”. Строительство крупных объектов – дело действительно непростое, признают специалисты. “Проблемные моменты на стройплощадках всегда были и будут, и причин тому несколько, – рассуждает Евгений Родионов, генеральный директор компании Rodex Group. – Это и возможное отсутствие координации между строительными подразделениями, и недостаток исследований геоподосновы места строительства. Недоработки в планировании, несоответствующая квалификация отдельных строителей, имеющие место несчастные случаи на производстве, проблемы с техникой и т. д.”.

“Вина в том, что в результате производства земляных работ происходит повреждение инженерных коммуникаций, может быть кого угодно: и согласующих органов, и заказчика, и подрядчика, – соглашается Сергей Лядов, пресс-секретарь компании “Сити – XXI век”. – Бывают ситуации, когда исполнительные чертежи не соответствуют расположению действующих инженерных сетей. В этом случае возможны не только финансовые потери, но и человеческие. Например, если в месте работ проходит 10-киловольтный кабель, о котором не знает экскаваторщик, то последствия могут быть самыми плачевными”.

По словам Виктора Козлова, коммерческого директора компании “Авгур Эстейт”, в большинстве случаев аварий на стройках виновны прежде всего подрядчики, неаккуратно ведущие земляные работы на месте. “Неквалифицированный подрядчик может не сделать шурфы (небольшие канавы в земле), для того чтобы определить место пролегания линий связи, а сразу приступить к ведению работ тяжелой техникой”, – отмечает он.

“Я уверена, что в аварии на перегоне “Сокол” – “Войковская” виноваты подрядчики, которые не согласовали проводимые работы, – говорит Оксана Басова, пресс-секретарь компании “С-Холдинг”. – Это их вина и вина тех, кто мог поставить свои подписи незаконно. Если бы компания прошла весь круг согласования нормально, подобного бы не произошло”.

Вячеслав Тимербулатов, вице-президент ГК “Конти”, в числе причин аварийности на стройках назвал низкий уровень профессиональной подготовки рабочих. “Длительное время молодежь не шла на стройку из-за невысоких зарплат, а сейчас крайне мало квалифицированных строителей. Зачастую многое делается по российскому обычаю на авось. Достаточно часто, желая получить максимальную прибыль, недобросовестные строители пренебрегают исполнением необходимых подготовительных мероприятий. Вместо того чтобы перед началом земляных работ тщательно изучить площадку, согласовать работы со всеми ведомствами и организациями, контролирующими строительные работы, а также обслуживающими городские коммуникации, они подгоняют на стройку технику и приступают к работе в надежде на то, что ничего не случится.

“В России, к сожалению, безответственность чиновников может наложиться на безответственность строителей – и тогда вероятность опасных ситуаций может многократно возрасти, что иногда и происходит”, – подводит итог Валех Рзаев, руководитель управления маркетинга группы компаний “КРТ”.

Создавать, не разрушая

Для того чтобы риски в процессе строительства свести к минимуму, нужно всего-навсего соблюдать существующие нормативы и инструкции. Как рассказали в компании “Сити – XXI век”, все этапы проектирования и ведения строительных работ прописаны на бумаге и регламентированы. К примеру, проекты на прокладку и переустройство подземных сооружений, коммуникаций и дорог разрабатываются в соответствии с утвержденными в установленном порядке схемами их развития, заданиями на проектирование, а также техническими условиями на инженерное обеспечение объектов строительства. В пояснительных записках к проектам содержатся обоснования принятых решений в части определения сечения, направления трасс подземных сооружений, глубины их заложения и методов производства работ.

По мнению экспертов, строительство в сложных природных инженерно-геологических условиях потенциально опасно обрушениями зданий, провалами дорог, разрывами коммуникаций. Такие участки находятся в пойме Москвы-реки, в зонах тектонических разломов, которые, как правило, совпадают с речной сетью на территории города. К опасным участкам относят также районы с искусственно осложненными инженерно-геологическими условиями, к примеру в непосредственной близости от тоннелей метро, шахт глубокого заложения, искусственно осушенных или обводненных участков и проч. Примеры – трещины в здании Большого и Малого театров, многочисленные провалы на центральных улицах города, из них самые известные – в районе ул. Сретенки, но подобные провалы случаются ежегодно в центре, где проходят старые коммуникации.

Именно поэтому представляемая в “Мосгоргеотрест” документация должна содержать как можно более полную информацию об осваиваемой территории. “Мосгоргеотрест” также имеет право потребовать представления дополнительных согласований и заключений от эксплуатационных организаций подземных коммуникаций, если это связано с необходимостью обеспечения сохранности действующих коммуникаций и сооружений.

По действующим правилам за три дня до начала земляных работ застройщик вызывает на место представителей организаций, согласовывающих земляные работы, а также представителей организаций, указанных в заключении “Мосгоргеотреста”. “Представители смежных компаний имеют в своем распоряжении собственные планы, в которых отмечены секретные линии связи правительства, ФСБ и электроснабжения специальных объектов, – говорит Виктор Козлов. – Информация об их назначении не разглашается, но представитель коммуникационной компании дает рекомендации по обходу места пролегания каналов, не отмеченных на схеме геоподосновы”. Совместно с эксплуатационными службами на рабочие чертежи наносятся фактическое положение подземных инженерных сооружений, кабелей и трубопроводов, места вскрытия шурфов и зоны ручной раскопки траншеи или котлована, а также устанавливаются знаки, указывающие местоположение подземных сооружений и коммуникаций в зоне работ.

Для сохранности подземных инженерных сооружений и коммуникаций подрядчик обязан вскрыть место прохождения существующих подземных сооружений и коммуникаций (установить, где они проходят) по указанию и в присутствии владельца, вручить машинистам строительных машин схему производства работ механизированным способом и обозначить на месте границы работ и расположение подземных сетей, сохранность которых должна быть обеспечена.

Чтобы предотвратить аварии, применение землеройных механизмов, ударных инструментов (ломы, кирки, клинья, пневматические инструменты и др.) вблизи действующих подземных коммуникаций и сооружений запрещается. А при обнаружении в процессе производства земляных работ несоответствия расположения действующих инженерных сетей и сооружений с рабочими чертежами, а также при обнаружении фрагментов старых зданий и сооружений, археологических древностей и других исторических ценностей работы приостанавливаются. На стройплощадку немедленно вызываются представители проектной организации, заказчика, эксплуатационной организации, “Мосгоргеотреста”, а также органов охраны культурного наследия для фиксации фактического положения и принятия согласованных решений с целью продолжения работ.

Работы на объекте возобновляются только после внесения корректировки в документацию, согласованную с “Мосгоргеотрестом”, заказчиком, ГУОП г. Москвы и Мосгосэкспертизой. В случае изменения проекта подрядная организация обязана получить новые технические условия (согласования) для производства работ и внести их в ордер по месту его выдачи.

“Во избежание проблем перед началом строительных работ необходимо тщательно изучить площадку под строительство, согласовать свои работы со всеми ведомствами и организациями, контролирующими строительные работы, а также обслуживающими городские коммуникации, – соглашается Вячеслав Тимербулатов. – В противном случае застройщик понесет колоссальные финансовые убытки, так как из-за любого нарушения строительные работы прекращаются до их полного исправления, а простои в работе застройщику обходятся дорого”.

“Кроме работы служб технического и авторского надзора в практике нашей компании проведение еженедельных объездов всех строительных площадок первыми лицами компании, осмотр самих площадок, проведение совещаний по итогам работ за неделю, – отмечает Михаил Михайлов. – Это стимулирует не только руководителей и прорабов, но и каждого рядового строителя”.

Хотя следует признать, что от случайностей на стройке не застрахован никто. Как поделилась Оксана Басова, сотрудник “С-Холдинга” рассказал ей историю, которая случилась с ним во Владимире. Компания приступала к строительству нового здания, имея на руках все необходимые согласования. Как того требуют правила, на стройплощадку перед началом земляных работ были приглашены все участники процесса, которые еще раз проверили имеющуюся документацию. Когда же техника приступила к работе, ковш экскаватора задел электрические кабели, которые питали три коммерческих банка. Оказалось, что реальная картина не соответствовала представленной на бумаге. Операционный день был в самом разгаре, поэтому о последствиях аварии для банкиров можно только догадываться. “Коллегу спасло только то, что у него были все подписи в документах, он их получил честно, но наличие согласований совсем не спасло банки”, – говорит Басова. По словам эксперта, на сегодняшний день компания “С-Холдинг” серьезных проблем на стройке избежала. “Но кабели спецсвязи мы находили, с бетонными основами давно демонтированных ЛЭП сталкивались”, – добавляет Басова.

В ожидании чуда

По закону ответственность за повреждение существующих подземных сооружений и коммуникаций несут организации, выполняющие земляные и строительно-монтажные работы, а также должностные лица, ответственные за производство этих работ на объекте. Компании, виновные в повреждении инженерных сооружений и коммуникаций, обязаны возместить причиненный ущерб. К примеру, подрядчики, повредившие электрические кабели в Зеленограде и на Волжском бульваре, сами участвовали в восстановительных работах. Кроме того, руководители компаний получили строгое предупреждение и были оштрафованы на 40 000 руб. и 30 000 руб.

Как подтвердили в пресс-службе МГТС, в основном подрядчики, виновные в повреждении телефонных кабелей, добровольно участвуют в восстановительных работах – проводят их сами либо оплачивают смету МГТС. Кроме того, телефонные кабели, равно как и все имущество МГТС, страхуется, и в случае порчи страховая компания компенсирует их восстановление.

Застройщики также страхуют свои риски. К примеру, как сообщил Андрей Глумов, в компании “ДОН-Строй” генподрядная организация страхует выполнение строительных работ, а также ответственность за причиненный физический и имущественный ущерб на весь период строительства объекта.

По данным пресс-службы Московского метрополитена, компания оценила ущерб от аварии на перегоне между ст. м. “Сокол” – “Войковская” в 70 млн руб. В сумму вошли компенсация за восстановление нарушенной отделки тоннеля, стоимость двух списанных вагонов метросостава, а также упущенная выгода от вынужденного простоя линии во время проведения работ. Прокуратура метрополитена завела уголовное дело на компанию-нарушителя и рассчитывает взыскать через суд затраченные средства.

Кто вряд ли сможет рассчитывать на компенсацию при авариях на стройках, так это рядовые москвичи, которые по “неосторожности строителей” будут вынуждены в течение суток оставаться без света и тепла, неделями ждать, когда начнет работать телефон или Интернет, добираться на работу и домой на такси или нескольких видах наземного транспорта, пока не работает метро. И если тот же метрополитен может по судебному иску востребовать от строителей упущенную выгоду, то о компенсациях за нереализованные возможности горожане могут только мечтать.