Писателей было не слышно


Особенно многолюдной оказалась встреча с Бернардом Вербером, автором научно-фантастических романов: слушатели сидели на полу, теснились в проходах, а кто-то так и не смог проникнуть в зал. Лежащие на прилавке стопки верберовских “Муравьев” и “Империи ангелов” таяли на глазах. Писатель рассказывал, что у каждой его истории продуманная структура, одни выстроены в форме спирали, другие – треугольника, и признался, что никакие переезды не отвлекают его от творчества, сейчас в Москве он тоже сочиняет новеллу о шутках. Вот-вот в свет выйдет и новый его роман “Бабочка звезд”, описывающий, как земляне, спасаясь от катастрофы, летят в космическом корабле, сделанном в форме гигантской бабочки, осваивать межгалактические пространства. Большинство вопросов Верберу задавали на его родном языке, причем совсем молодые люди, которые явно пришли именно на своего любимца.

А вот на презентацию альтернативного образовательного проекта музыканта и поэта Псоя Короленко “Классики – это классно” главный адресат проекта – подростки так и не собрались. Им просто неоткуда было узнать об акции: соответствующей рекламы в доступных юному поколению местах не появилось. Так что объяснениям автора проекта внимали не абитуриенты, а их родители, узнавшие, что Первое мобильное издательство планирует выпустить очередную mobilebook – подготовленные Псоем тексты классиков с веселыми и полезными комментариями-линками.

Вообще же проект “Новые территории”, посуливший презентацию новых форматов чтения, “умный бар” со специалистами и “целую стену разного электронного контента”, обернулся соблазнительной утопией, не реализованной и вполовину. После тщательных поисков обещанных в пресс-релизе чудес науки и техники обозревателю “Ведомостей” так и не удалось найти ни “умного бара”, ни электронной стены. Зато в третьем, новоявленном павильоне, представлявшем детскую литературу, обнаружились издатели, почти не появлявшиеся в последнее время на столичных ярмарках, – питерский “Детгиз” и “Аткара”. Еще одного не слишком частого гостя в Москве, “израильтянку” Дину Рубину, судя по мимике и жестам очень обаятельно и неформально общавшуюся на стенде “Эксмо” с читателями, можно было скорее увидеть, чем услышать. Крикливый хор зазывал из других издательств намертво ее заглушал. Честное слово, издателям пора наконец решить, как изолировать своих авторов от унизительного для них базарного шума.

Будет над чем поразмыслить и оргкомитету ярмарки. Распространенное в разгар работы форума заявление Федерации еврейских общин России, обвинившее ярмарку в пропаганде “идей ксенофобии и экстремизма” и сославшееся на книги издательств “Алгоритм” и “Русская правда”, наткнулось на недоуменное пожатие плеч. Оргкомитет ответил, что цензуры все равно не допустит, а подобные “антиконституционные” заявления “противоречат международным нормам и здравому смыслу”.

Это, однако, не ответ. С проблемой фильтрации книг оргкомитету все равно придется столкнуться. Если, конечно, он сочтет, что добрая репутация не самое последнее дело, и захочет и впредь принимать иностранных гостей.