Reuters и Bloomberg не пускают к клиентам


В воскресенье китайское правительство запретило иностранным СМИ публиковать в стране информацию, “подрывающую национальное единство, суверенитет и территориальную целостность Китая”, а также “создающую угрозу его национальной безопасности, репутации и интересам”. Ограничения затронут и агентства финансовой информации, в первую очередь Reuters и Bloomberg. Вплоть до вчерашнего дня они продавали свои продукты китайским банкам, брокерским фирмам и корпорациям напрямую, но теперь могут это делать только через Службу экономической информации Китая, учрежденную государственным информагентством Xinhua.

Новые правила помогут китайским властям контролировать иностранные СМИ еще сильнее. Уже бывали случаи, когда публикация материалов, отличающихся от стандартов Xinhua, стоила работы редактору или журналисту. Xinhua называет себя рупором компартии и претендует на монополию в освещении самых горячих тем – политики, природных катастроф, социального развития и спорта. Иностранные агентства, например Associated Press и Agence France Presse, по утверждению Xinhua, не имеют права продавать новости общего характера и фотографии к ним китайским СМИ напрямую. Местные СМИ обязаны ориентироваться на Xinhua при освещении сложных политических вопросов, в том числе природных и техногенных катастроф.

Положение агентств финансовой информации было гораздо лучше – с 1996 г. они могли работать с клиентами в Китае напрямую. Изначально Xinhua пыталось обеспечить себе монополию и на этом рынке: агентство требовало права устанавливать расценки на продукты иностранных конкурентов и права вето на их новости, претендовало на часть доходов и хотело получить доступ к техническим ноу-хау. Но когда начались переговоры о вступлении Китая в ВТО, Xinhua пришлось поумерить пыл. Иностранным СМИ было разрешено продавать финансовую информацию напрямую – единственным условием было прохождение регистрации в Xinhua. Государственное агентство получило право мониторить иностранные новости, но на часть дохода рассчитывать не могло.

Больше всего международной финансовой информации в Китае сейчас продает Reuters. Участники рынка полагают, что агентство может пострадать из-за того, что на его терминалах финансовые данные идут вперемешку с новостями. Содержание некоторых из них властям Китая может показаться политически некорректным. Не так давно Reuters пришлось убрать с терминалов канал на китайском языке, так как в нем были новости из тайваньских и гонконгских газет. Пресс-секретарь Reuters в Лондоне Саймон Уолкер сообщил, что Reuters изучает новые правила и намерено обсудить подробности с Xinhua. Bloomberg, также работающее в Китае, новые правила комментировать отказывается.

Тем временем китайские власти пытаются убедить рынок, что эти правила в первую очередь отвечают интересам иностранцев. Представитель Административного центра иностранной информации (который и регистрирует иностранные СМИ) утверждает, что правила были приняты для защиты их интеллектуальной собственности: единый канал распространения информации должен защитить ее от пиратов. “Надеемся, нас не поймут неправильно”, – резюмирует он.

Спрос на международную финансовую информацию растет в Китае космическими темпами. В этом году жители страны впервые получили возможность инвестировать в иностранные акции и облигации. Трейдеры давно работают на мировом валютном рынке с ежедневным объемом торгов в $2 трлн и все активней выходят на рынки деривативов. Reuters и Bloomberg поставляют не только финансовые данные и торговые системы, но и продукты для банков по управлению финансовыми рисками.

Неудивительно, что Xinhua не рассталось с амбициями захватить монополию на этом рынке. Его не смущает даже возможный конфликт интересов: правила ВТО запрещают совмещать роль правительственного регулятора и игрока на рынке. Не так давно президент Xinhua Тянь Цонмин заявил, что агентство считает своей целью устранить конкуренцию на этом рынке, вытеснив с него Reuters. Xinhua уже провело исследование продукции Reuters, чтобы понять, “чему можно научиться, а что можно заменить”, отметил Цонмин. (WSJ, 11.09.2006, Татьяна Бочкарева)