СТРАНА ЧУДЕС: Дороги, которые мы выбираем


Считается, что страна начинает строить дороги, когда ей плохо, – например, когда она пытается выйти из экономической депрессии, бороться с массовой безработицей и/или преодолевать последствия войны. Верно также представление, что страна занимается дорогами, когда у нее все хорошо: того требует стремление подстегнуть экономический рост, стремление к интеграции и кооперации, рост благосостояния населения, в конце концов требующего новых машин, удобных подъездов к загородным домам и путешествий. Что должно произойти в России, чтобы кто-нибудь занялся дорогами, науке не известно.

Люди, много поездившие по России, говорят, что в принципе дороги есть вокруг Москвы и немного – у Питера. При этом все знают, что непосредственно по Москве без мигалок ездить уже практически невозможно, и та же беда стремительно надвигается на вторую столицу. В выходные провалилась Ленинградка – чудом обошлось без жертв, это в воскресенье-то вечером, когда там яблоку негде упасть. До этого все время проваливалась Малая Дмитровка. В Краснодарском крае столкнулись 60 машин – говорят, туман. Видимо, туман – большая редкость в тех местах, равно как снег, дождь, ветер, мороз и жара. В Калининградской области до того дошло, что лично губернатор Боос попросил Путина снизить количество несчастных случаев на дорогах. Вернее, на тех объектах, которые принято называть дорогами. Президент вник и немедленно поручил министру внутренних дел Рашиду Нургалиеву до конца недели доложить о наведении порядка на дорогах и сокращении смертности.

С таким же успехом можно поручать министру Нургалиеву бороться с коррупцией. Ни министр внутренних дел, ни министр транспорта, ни даже министр строительства, если бы таковой у нас имелся, никогда не смогут навести порядок на дорогах и снизить смертность, потому что дороги – это такое дело, которое смело можно было бы назвать национальным проектом, если бы смысл этого словосочетания не был бы так искажен за последний год. Как навести порядок на дорогах и бороться со смертностью – не бином Ньютона, все законы прописаны и опробованы в реальной жизни, и не нужно большого ума или особого менталитета, чтобы так строить, как давно строят во всем мире, а потом спокойно ездить. Впрочем, Путин поручил Нургалиеву бороться со смертностью путем сокращения мигалок. Нургалиев (на пару с подключившимся Лужковым) уже пытался их сократить не далее как в прошлом мае, решив оставить только три – президенту, премьеру и почему-то патриарху. Но обошлось. Чиновничья мигалка – штука неправильная, это ежу понятно, это надо запретить, но нельзя же бороться с уже имеющимся пожаром путем отказа от курения.

У Нургалиева, если он действительно хочет выполнить поручение президента и снизить смертность на дорогах, есть только один шанс. Надо до конца недели вызвать на допрос Кудрина, Грефа и Фрадкова и спросить: а, собственно, почему нельзя строить дороги? Почему нельзя стабфонд раздать или купить акции какого-нибудь “Арселора”, пусть не объясняют. Про частно-государственное партнерство на предмет строительства на халяву удобных подъездных путей к частным рудникам мы тоже слышали, а вот про настоящие дороги, как у всех, – если можно, поподробнее.