Зря боялись


Осенью 2001 г. экономисты опасались, что затраты на защитные меры против террористов подорвут эффективность американской экономики и замедлят ее рост, а из-за боязни терактов международная торговля перестанет расти. Страхи оказались напрасными. “Все, что, по сути, сделал частный сектор – незначительно увеличил [количество] камер слежения и охрану в наиболее уязвимых местах: небоскребах и химических заводах”, – говорит Майкл О’Ханлон, эксперт по безопасности Brooking Institution. Компании не хотят тратить на безопасность больше, чем их конкуренты, а пятилетний период без терактов дал основание политикам и бизнесменам благодушно относиться к недостаточным расходам на безопасность.

Пять лет назад пострадали авиакомпании и автомобилестроение – в основном из-за роста цен на нефть и краткосрочного снижения объема перевозок. Расходы на безопасность в частном секторе в 2005 г. составили, по оценке Freedonia Group, $39 млрд, а в 2000 г. – $28 млрд (в среднем расходы росли на 6,8% в год). В предыдущую пятилетку, с 1995 по 2000 г., темп роста этих расходов был выше – в среднем они увеличивались на 7,1% в год. Всего в 2005 г. государство и бизнес потратили на безопасность $90 млрд – в полтора раза больше, чем в год перед терактами.

При этом госсектор увеличил расходы больше, чем бизнес. На войну в Ираке США потратят $2 трлн, подсчитал в 2005 г. Джозеф Стиглиц, лауреат Нобелевской премии (в 2006 г. расходы на мероприятия в Ираке и Афганистане составят, по подсчетам бюджетного комитета конгресса, $120 млрд).

Но из-за усиления мер безопасности выросли стоимость (с $2 до $4 за контейнер) и время, затрачиваемое на то, чтобы миновать таможню, отмечает Бернард Гросклоуз, исполнительный директор South Carolina Ports Authority, владеющей одним из 10 крупнейших портов США.

Компаниям рост расходов на безопасность не помешал стать более эффективными. Благодаря развитию технологий корпоративная прибыль с 2001 по 2005 г. выросла с $0,75 трлн до $1,3 трлн. Увеличилось и число перемещаемых через порты грузов. Количество 20-футовых контейнеров возросло с 30,7 млн до 42 млн.