Человек при теле


Любимый или нет, кто знает, но Стивен Кляйн участвовал в оформлении последнего альбома Мадонны и вот уже третий год возит свою выставку о ней по городам, где его знаменитая модель гастролирует. Мадонна обычно на вернисажи Кляйна приходит. Посетила она и Галерею Гари Татинцяна в первый вечер своего приезда в Москву. Вынырнула на несколько минут из черной машины, въехавшей вплотную к двери галереи, и через несколько минут шмыгнула обратно за бронированное стекло, даже не раскланявшись с важными гостями. Оно и понятно – чего Мадонне на выставке задерживаться, она ее уже много раз видела. Поскольку галерею поп-звезда своим присутствием больше не осветит, то ее поклонникам остается только любоваться выставленными изображениями их кумирши.

Содержание выставки – серия довольно стандартных для большого модного журнала, хотя и очень качественных фотографий и три видеоинсталляции. Самая, пожалуй, впечатляющая представляет лежащую на столе заложив отшлифованную фитнесом ногу за голову Мадонну. Рядом с ней обшарпанная закрытая дверь и плакат с анатомическим изображением человеческой почки. В течение нескольких минут раздается нарастающий стук в дверь, крики, и почка вдруг начинает разбухать и сокращаться. Две другие инсталляции менее страшные, хотя на одной Мадонна корчится рядом с шаманшей в маске, а на другой держит на поводке дикого зверя у колеблющегося треножника на фоне колышущихся занавесок. В инсталляциях есть стиль, но это фирменный агрессивный, приправленный сексуальной перверсией стиль Мадонны, а не находка Кляйна. Попав в орбиту поп-светилы, он, конечно, достиг высот, но и оказался в глубокой тени своей знаменитой модели.

На вопрос корреспондента “Ведомостей”, что ему нравится в искусстве, Стивен Кляйн ответил, что кинематограф Годара и Хичкока, живопись Фрэнсиса Бэкона. Получается, ему нравится искусство интеллектуальное и с саспенсом.

Кляйну 38 лет, 15 из них он работает в fashion-индустрии. Добился высоких результатов – снимает для американского Vogue, участвует в больших рекламных кампаниях со звездами и топ-моделями. Но в рамках достигнутого ему тесно, он хочет снимать кино и делать выставки, которые можно показывать в художественных галереях и музеях. Став персоной в модной фотографии, амбициозный и энергичный Кляйн ее, похоже, тихо ненавидит. Он требовал убрать рекламные щиты Vogue, потому что это его выставка, а не журнала. Но все равно вернисаж проходил на полосатом фоне спонсировавшего выставку “Билайна” и вопросы на пресс-конференции Кляйну задавали исключительно о Мадонне и Бреде Питте.

Если подходить к выставке Кляйна как к художественной, то есть, конечно, фотографы и позначительнее (в том числе и работающие в мире гламура), и видеохудожники покруче. Для жесткого современного искусства агрессивность Кляйна – нежный лепет. Но выставка приурочена к приезду Мадонны, а значит, обречена на шумиху, в которой ее автор не главный герой.