ЦИФРА НЕДЕЛИ: 9,3%. Удержу нет


Каждый раз, когда в России растет цена на моторное топливо, рядовые потребители затягивают хорошо известную песню: дескать, как может в стране, недра которой полны нефти, бензин продаваться по цене, сопоставимой с ценами в странах – безнадежных импортерах нефти? Не иначе как дело в непомерных аппетитах нефтяных баронов! Надо еще помнить, что автовладельцы, которые как раз и составляют основную массу возмущающихся, почти единственная настоящая политическая сила в России, это наглядно показали попытки запрета праворульных машин и дело Олега Щербинского; так что к их хору спешат присоединиться и политики и чиновники разнообразного калибра. Вот и министр экономического развития и торговли Герман Греф, которому вроде по должности положено разбираться в ситуации, укоризненно так говорит, что с начала года цены на нефтепродукты уже выросли на 9,3%.

Но в самом деле – ведь в странах, входящих в ОПЕК, где ситуация с нефтью в недрах как минимум не хуже российской, литр бензина стоит в среднем $0,16–0,18. Это на порядок меньше, чем в Западной Европе, где за него приходится платить примерно 1,3 евро за литр. Но в странах ОПЕК режимы по большей части авторитарные и вся цепочка – от скважины до бензоколонки – находится в руках социально ориентированного государства, и цены оно устанавливает по своему усмотрению.

Иное дело в странах с рыночной экономикой, к которым пока вполне можно относить и Россию. Очень характерный пример – Канада: эта страна уже давно стала одним из основных поставщиков нефти и нефтепродуктов в США, но бензин на канадских автозаправках обходится существенно дороже, чем в США. Причина в том, что, хотя сам по себе бензин стоит в этих странах почти одинаково, налоги в Канаде составляют 36%, а в США – только 21%. По той же причине в Норвегии – третьем в мире экспортере нефти – одна из самых высоких в мире розничных цен на топливо. Более половины цены приходится на налоги.

В России, между прочим, картина практически такая же, как в Норвегии: на конец августа налоговая составляющая в конечной цене моторного топлива была на уровне 56,5%.

Многие нефтяники постоянное дорожание топлива объясняют еще и тем, что его высокооктановых марок просто не хватает. В России быстрыми темпами растет парк иномарок, которые требуют высококачественного бензина, а российские заводы строились в расчете вовсе не на него, да и не на такое количество потребителей. А в независимой России НПЗ пока не строили – самая новая нефтепереработка появилась в 1960-е гг.

По расчетам “Лукойла”, если сейчас на один автомобиль приходится 31 л бензина в неделю, то в 2010 г. будет уже 24 л, а к 2019 г. – всего 19 л. Тогда-то и наступит бензиновый голод, цены подскочат в 2–3 раза и Россия станет импортером топлива.