Ориентируйся как надо


В обоих “Плетеных”, и старом и новом, полицейский едет на удаленный остров, чтобы разыскать пропавшую девочку. В обоих оказывается, что остров оккупирован языческой, но если переводить стрелки-понятия, дьявольской сектой. В новом “Плетеном” ситуацию усугубляет то, что полицейский отправляется на остров по своей воле, поскольку получил письмо от бывшей, некогда загадочно и обидно бросившей его возлюбленной. Дочь – ее. Как он вскоре выяснит, и его тоже.

Детали антуража: на острове царит матриархат. Мобильник не действует (ничего, что я так все в кучу сваливаю?). Редкие мужчины, выполняющие как рабы всю низкооплачиваемую в развитых странах работу, какие-то странные – немые либо глухие. Колонией заправляет сестра Соммерсайл, изображаемая знаменитой актрисой 1970-х Эллен Бёрстин. Она рассказывает герою-копу Кейджа, что главнее всех Богиня-мать, а она – ее духовная наместница на земле. И что колонию основали боровшиеся против притеснения женщины, перебравшиеся в Новый Свет из Старого, поначалу неосторожно поселившиеся возле Салема (легендарного города, где некогда казнили колдуний. – Примечание мое), увидевшие там, что и в Америке женщине несладко, а потом уже нашедшие божественное уединение. Колония живет тем, что производит мед – особенно неприятный герою, поскольку у него аллергия на пчел. Когда герой забредает в школу и слышит, как на вопрос учительницы: “Что есть мужчина?” класс, сплошь из девочек с косичками, дружно отвечает: “Фаллический символ”, – понимаешь, на что именно похож “Плетеный человек”. На хитовую у нас в 1980-е польскую комедию “Сексмиссия”, она же “Новые амазонки”.

Все, однако, невесело. Колония притворяется, будто не ведает о пропавшей девочке, но потом признается, что та заживо сгорела. При этом намекает на языческие ритуалы. Когда герой находит в могиле девочки не труп, а обгоревшую куклу, а потом пару раз пугается глюкам, в которых мертвая девочка то под водой, то у него на руках (чем еще пугать зрителя?)... затем обнаруживает нелегально перебросившего его на остров летчика мертвяком с зашитыми ниткой глазами и ртом... то окончательно понимает, что дело нечисто.

Ни фига он не понимает. Он ведь даже не догадывается, кто такой Плетеный человек. Я об этом тоже не скажу – чтобы не портить удовольствие.

В момент кульминации вы сами начнете догадываться о том, что произойдет дальше. Я – начал. Но суть происходящего станет окончательно ясна лишь перед финальными титрами. “Плетеный человек” – одно из самых внятных режиссерских высказываний за долгие годы. Концепция вот в чем: бабы – сволочи! Феминистки – троекратно! (В фильме явлена крайне радикальная феминистская идеология: мужчины – лишь трутни, а женщины – реально производящие полезное (детей, мед) пчелы.) Женщины врут легко, как дышат. Коварны и жестоки, как... не знаю даже, с чем сравнить.

Реакция после просмотра такая: подруги-критикессы подзывают к столику возле кинозала. Я – шарахаюсь: наполовину естественно. Ударный момент фильма знаете какой? Не поверите: в “Плетеном человеке” герой такого политкорректного суперстара, как Кейдж, начинает мочить женщин (точнее, в соответствии с фильмом выразиться, “баб”) кулаками и ногами! Потому что бабы не просто равные, а превосходящие тебя благодаря своему коварству противники. Таких и надо бить так, чтобы упали и не встали – это жизненная необходимость, иначе конец тебе. Спастись от таких чудовищ, как понимаешь после фильма, можно, лишь сменив ориентацию.

Когда Кейдж мочит наотмашь кулаками одну бабу за другой, от старух до красавиц, зал на том предпросмотре, на котором я присутствовал, лежал в лежку. И впрямь смешно: этакая голливудская неполиткорректная революция! Сюжетное откровение!

В конечном счете фильм кажется агитацией-пропагандой, взывающей к тому, что ради безопасности надо сменить ориентацию. Американское общество после 11 сентября 2001-го ради безопасности отказалось от свободы. “Плетеный человек” ради той же безопасности предлагает думающим о своей судьбе мужчинам перестать спать с женщинами.

Я не фантазирую. Я адекватно описываю концепцию фильма. Он не просто изменил классическому фильму 1970-х, а осознанно сильно. В оригинальном фильме “дьявольская” языческая колония на острове не была женской. Конфликт в том фильме, завершающемся, впрочем, столь же мрачно, был религиозным (христианство против кровожадного язычества), но отнюдь не половым.