Ближе к цели


Вчера “36,6” объявила о завершении сделок по приобретению четырех сетей, совокупно объединяющих 162 аптеки в Москве, Петербурге, Ростове-на-Дону, Новосибирске и Оренбурге. Ожидаемый суммарный оборот приобретенных сетей в 2006 г. – около $95 млн, говорится в сообщении компании.

В столице “36,6” приобрела сеть “ПОС-холдинг”, в состав которой входят 79 аптек, расположенных в крупных торговых центрах и супермаркетах Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга. Средняя площадь аптеки этой сети составляет около 55 кв. м. В Ростове-на-Дону “36,6” выкупила сеть “Трифарма”, объединяющую 31 аптеку средней площадью около 70 кв. м. В Новосибирске “36,6” достигла соглашения по приобретению аптечной сети “Фармамедика”, объединяющей три аптеки площадью около 90 кв. м каждая. А в Оренбурге холдинг купил аптечную сеть “Вита+”, владеющую 47 аптеками. Средняя площадь аптек этой сети составляет около 80 кв. м. Большинство приобретенных аптек и аптечных киосков будут конвертированы в магазины с открытой формой торговли и сменят вывеску на “36,6”, говорится в сообщении компании. Интеграция и ребрендинг приобретенных сетей продлятся до конца 2007 г.

Представители “ПОС-холдинга” и “Вита+” подтвердили факт свершившихся сделок, но от дальнейших комментариев воздержались. Заведующая аптекой “Фармамедика” Елена Штукер и директор “Трифармы” Олег Кириевский также подтвердили продажу аптек, но финансовые параметры сделок не раскрыли. По словам Кириевского, у “36,6” есть планы переформатировать ряд аптек, остальные будут работать в прежнем формате, “с прежним уровнем цен” (“Трифарма” позиционируется как дискаунтер). “36,6” привнесет в “Трифарму” свои технологии – построения сети, ее развития и управления, надеется Кириевский.

Аналитик “Тройки Диалог” Михаил Терентьев оценивает общую сумму четырех сделок в $76–86 млн. А генеральный директор маркетингового агентства DSM Group – в $60 млн. Один из топ-менеджеров самарской аптечной сети “Имплозия” (владеет тремя аптеками в Оренбурге) осведомлен, что за оренбургскую “Вита+” “36,6” заплатила 250 млн руб.

Директор ростовской сети, просивший не называть его имени, считает, что сделки выгодны всем участникам: региональные сети избавились от работы “в жестких конкурентных условиях” и “неплохо заработали”, а “36,6” избавилась от крупнейших конкурентов на локальных рынках. Директор по Сибирскому федеральному округу фармацевтического дистрибутора “Роста” (развивает в Новосибирске сеть “Радуга”) Владимир Якубанец полагает, что с новым приобретением “Аптечная сеть 36,6” выйдет в пятерку лидеров новосибирского рынка. А директор по маркетингу и продажам новосибирской сети “Ваше здоровье” Алексей Дегтярь уверен, что на этом поглощения “36,6” в Сибири вовсе не закончатся.

В начале года “36,6” заявляла о планах занять к концу 2006 г. 10% рынка аптечного ритейла и, похоже, ей это удается, считают аналитики. “36,6” – лидер консолидации фармацевтического рынка. Многие компании расширяются по франчайзинговым соглашениям, а “36,6” не прибегает к этому методу, но сохраняет управляемость в регионах, что говорит о высоком качестве менеджмента”, – рассуждает Терентьев. “Приобретение сетевых аптек существенно увеличивает объемы продаж компании, несмотря на то что этот шаг сопряжен со значительными инвестициями”, – говорит Ольга Шелудченко, гендиректор аптечной сети “Ригла”, основного конкурента “36,6”. Глава “Аптечной сети 36,6” Артем Бектемиров обещает, что холдинг обязательно исполнит планы за счет покупок и органического роста сети.