Дорогие публикации


Принятый в июле 2005 г. закон “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” обязал федеральные и региональные органы власти только на конкурсах выявлять поставщиков продукции и услуг для госнужд. В этом году госзаказ составляет 1,3 трлн руб. – почти треть федерального бюджета. Печатное издание, из которого подрядчики могут узнавать о потребностях министерств, служб и агентств, Минэкономразвития выбирало на тендере. Победителем правительство утвердило бюллетень “Конкурсные торги”, а с издающим его ОАО “Федеральный центр проектного финансирования” (ФЦПФ) Минэкономразвития заключило договор на четыре года. Собственником ФЦПФ является Росимущество.

В мае 2006 г. Минфин сообщил через сайт “Конкурсных торгов”, что с 15 июля госорганам придется платить за публикацию информации о своих заказах. Стоимость извещения о конкурсе определялась из расчета 60 коп. за один печатный символ, а публикация итоговых протоколов – 650 руб. за 1/16 полосы “Конкурсных торгов”. Затраты на услуги бюллетеня органы власти должны относить на бюджетную статью “Прочие расходы”.

“Три извещения обошлись нам в 4000 руб.”, – говорит представитель Минпромэнерго Кирилл Федоров. Раньше информация о конкурсах и закупках публиковалась на сайте министерства и ничего не стоила. Не радует новый порядок и Олега Паршина из департамента закупок ОГК-1 (“дочка” РАО ЕЭС): извещение обходится в среднем в 6200 руб. “Бухгалтерия требует обоснования расценок, а бюллетень их не предоставил”, – говорит он. В одной из федеральных служб посчитали, что 42 публикации заставят их раскошелиться почти на 100 000 руб. “Расценки просто немыслимые”, – возмущается представитель службы. А замначальника управления ФАС Владимир Ефимов рассказал “Ведомостям”, что у некоторых госзаказчиков не хватает средств по статье “Прочие расходы” на размещение в бюллетене необходимой информации. По его словам, в ФАС пришло порядка 20 обращений по этому поводу.

“Мы восемь лет выпускали бюллетень без копейки из бюджета, покрывая затраты за счет подписки исполнителей госзаказа”, – рассказывает директор ФЦПФ Александр Шамрин. Но вступивший в силу закон обязал госструктуры не только публиковать информацию о конкурсах в печати, но и распространять ее в Интернете бесплатно. “Кому же [из поставщиков] захочется оплачивать подписку, если в Интернете можно узнать все бесплатно?” – говорит Шамрин. Чтобы бюллетень не прогорел, пришлось возложить финансовое бремя на заказчиков. Замминистра экономразвития Андрей Шаронов говорит, что расходы федеральных ведомств на организацию конкурсов – т. е. распространение объявлений о конкурсах – составляют 0,016% от стоимости госзаказа. Таким образом, “Конкурсные торги” могли бы заработать в этом году 208 млн руб. Шамрин не смог назвать расходы ФЦПФ на издание и распространение 3500 экземпляров бюллетеня, а участники медиарынка оценили их примерно в 16 млн руб. в год.

По мнению Шамрина, Минфин может решить проблему, увеличив бюджеты министерств и ведомств до уровня, необходимого для проведения конкурсов. А эксперт Института госзакупок Российской академии госслужбы Василий Ермаков видит проблему в том, что закон в несколько раз увеличил объем обязательной информации о конкурсах. Это лишь вводит государство в жуткие расходы, считает он. Сейчас готовятся поправки в закон, в частности отменяющие публикацию протоколов в печатных СМИ, сообщил “Ведомостям” Ефимов из ФАС. По мнению чиновника, это сократит расходы заказчиков в 2–2,5 раза. По словам Шаронова, через год-два вся информация будет размещаться только в Интернете – бесплатно.