“Лукойл” пришел в Турцию


“Лукойл” ведет переговоры о покупке сети АЗС в Турции с местной ритейловой компанией M-Oil. Bloomberg со ссылкой на турецкую газету Dunya сообщило, что российская компания хочет купить 200 автозаправок (всего их у M-Oil 385) за $100 млн. Они расположены в Анкаре, Анталье, Денизли и Мерсине. Однако турецкая сторона оценивает их выше. По словам председателя совета директоров M-Oil Сулеймана Болунмеза, они стоят $250 млн. Поэтому переговоры о цене продолжаются.

Представитель M-Oil подтвердил “Ведомостям”, что “Лукойл” сделал предложение компании о покупке 200 заправок за $100 млн. “Инициатива исходила от российской компании”, – отметил собеседник “Ведомостей”, но от дальнейших комментариев воздержался.

Представитель “Лукойла” не подтвердил, но и не опроверг информацию о переговорах с M-Oil. “Мы изучаем этот рынок, – сказал он, – но пока нет ничего, о чем можно было бы сказать “это будет нашим”. По словам собеседника “Ведомостей”, в “Лукойле” турецкий рынок считают привлекательным – там развитая инфраструктура, есть возможность поставлять нефть и нефтепродукты морем. Поэтому “Лукойл” в этой стране интересуют не только АЗС, но и возможность строительства НПЗ на черноморском побережье. Президент “Лукойла” Вагит Алекперов в недавнем интервью “Ведомостям” говорил, что компания ведет переговоры о строительстве НПЗ с турецкими властями и они уже предложили налоговые льготы для этого проекта. “Чем закончатся все эти переговоры, прогнозировать сложно, но наш бренд в Турции появится уже в самое ближайшее время”, – говорит представитель компании. По его словам, уже в сентябре-октябре в Стамбуле откроются две лукойловские заправки – одну из них компания построила сама, а другую – арендовала.

“Турецкий рынок даже более привлекателен, чем европейский, – отмечает аналитик ИФК “Солид” Денис Борисов. – ВВП в этой стране растет на 6–7% в год, что открывает хорошие перспективы роста спроса на топливо”. Кроме того, добавляет эксперт, внутреннее производство нефтепродуктов в Турции не покрывает ее потребностей, это страна-импортер, поэтому она так же заинтересована в “Лукойле”, как и он в ней. Относительно оценки активов M-Oil Борисов полагает, что турецкая сторона ближе к истине. По его данным, одна заправка в Европе, да и в России, стоит сейчас в среднем $1 млн, т. е. сеть, на которую претендует российская компания, можно оценить в $200 млн.

Выйти на турецкий рынок непросто. Еще в 1993 г. ЮКОС создал в этой стране СП с местным партнером, которое договорилось с правительством о покупке 53 государственных АЗС и о строительстве 100 новых. Но проект так и не был реализован. А в 2004 г. “Татнефть” выиграла тендер на покупку 66% акций монопольного нефтепереработчика Tupras, но из-за противодействия профсоюза и эта сделка провалилась.